Размер шрифта
-
+

Система триединого труда. Управление личным трудом на основе христианских ценностей - стр. 2

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44).

Любовь среди людей должна принимать и односторонний характер, ибо враг может и не прекратить немедленно в ответ на нашу любовь свою враждебность. Однако такая односторонняя любовь не является отрицанием взаимности, но ведет к более высокой взаимности, чем та, которая может существовать между людьми. Потому что отсутствие взаимности со стороны людей при нашей любви к ним восполняется любовью Бога к нам. Другим словами, если мы любим врагов наших, мы любим и создавшего всех людей Творца. И Творец отвечает нам на нашу любовь взаимностью, устанавливая для нас определенную награду. Эта награда дается как компенсация за одностороннюю любовь:

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают (Лк. 6:32–33).

Не следует понимать эти слова так, что «любить любящих нас» неправильно. Взаимная любовь – это естественный закон, который принимают даже грешники. Это норма человеческих взаимоотношений. Однако данной нормы в падшем мире недостаточно, так как в нем значительное распространение получило отрицательное отклонение от нормы. И для противостояния отрицательному отклонению необходимо положительное отклонение от нормы.

Два вида односторонней любви. Отклонением от нормы человеческих взаимоотношений является односторонняя любовь. Отрицательное отклонение формируется самолюбием, т. е. преобладанием любви к себе. Самолюбие, по учению св. отцов, есть корень гордости и всех страстей. Если самолюбие и гордость ничем не сдерживаются, то страсти обретают в душе человека такую силу, что принуждают его к смертным грехам – преступлению заповедей. Поэтому самолюбие оказывает разрушительное воздействие на взаимность любви и приводит в конечном счете к взаимности равнодушия, презрения и ненависти.

Преодолеть этот антипод взаимной любви можно с помощью положительного отклонения, формируемого преобладающей любовью к Богу и Его творению – людям. Отвечая на вражду любовью и не ожидая ничего взамен, можно своим примером помогать другим людям преодолевать их страсти, содействовать их покаянию, поддерживать заблудших и немощных и через это возрождать взаимную любовь. Поступать так намного труднее, чем отвечать взаимностью на чужую любовь. Положительное отклонение – это жертвенная односторонняя любовь, необходимая для победы над злом. Такая любовь подражает истинной Божественной любви к людям, которая не гаснет от временного отсутствия в людях ответной любви:

Страница 2