Размер шрифта
-
+

Синтез - стр. 130

– Как Маугли, – вставил Максим, – только в этом случае, человек будет зависеть от природы, то есть, все равно от окружающей среды, только выраженной другим манером.

– Верно. Но это будет уже другая степень. Мозг его будет свободен от мусора этого общества.

– То есть, относительность свободы как-то можно рассматривать?

– Думаю, относительно можно рассматривать все, что угодно. Только какой в этом смысл? Человеку, решившему найти свободу, не интересна относительность. Кстати, я говорю исключительно о человеке. Опустим общую зависимость всего от всего.

– Согласен. Будем думать о себе подобных, хотя, я люблю аналогии.

– Так можно долго ходить вокруг да около. Мы разумные существа. Я надеюсь, – ухмыльнулся Купер и, разливая виски, громко добавил: – Я считаю, только высшее существо способно понять и оценить свободу.

– А высшее, это, по-твоему, человек, или кто-то выше человека?

– Не знаю, – задумчиво произнес Купер, – за свободу?

– Ура!

Они выпили.

– Мне, вообще, порой кажется, что свобода – это сказка, придуманная исключительно для достижения локальных целей. Я много думал о том, каким образом может существовать общество, в котором каждого ее члена можно с полной уверенностью назвать свободным.

– Анархия? – предложил Максим.

– Анархия, – задумчиво повторил Джон, глядя куда-то в пустоту.

– Это что-то бесконечно далекое, – мечтательно продолжил Максим, – какая-то утопия.

– Вот это-то и обидно, – с досадой сказал Купер, подлив виски, – поэтому я и предлагаю вариант обозначения свободы, как индивидуального явления.

– Явления, воздействующего не на каждого?

– Скорее, не каждому присущее. Да какой там! Люди же не хотят этого сами! Покажи мне человека, который мгновенно согласиться взять на себя ответственность за свое существование. Днем с огнем не сыщешь! Почему ты такой, спросишь его? Потому-то, ответит он. А если то-то убрать или добавить, то есть, сделать так, как ты хочешь? Ан нет, возразит он. Вдруг ничего не изменится? Исчезнет причина, не на что будет пенять. Люди боятся свободы, как бы они не говорили о том, что она им необходима. И это их извечная проблема.

– Ну, кто сказал, что это проблема? Просто люди не знают, что такое свобода, – добавил Максим.

– Правильно, поэтому и боятся. Все слишком сложно. – Купер задумался. – Или, наоборот, все очень просто, поэтому никто ничего не может понять. Думаю, общество наше стоит как раз на тотальном подчинении. Свободы не может быть, в принципе. Чтобы подойти к ней реально, формально, индивидуально, как-нибудь еще, нужно покинуть это общество. Потому как, если допустить индивидуальную свободу внутри общества, то это будет означать противопоставление себя ему, обществу. Чего оно, общество, не допустит… То есть… Ходим по кругу. Абсурд.

Страница 130