Размер шрифта
-
+

Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского - стр. 118

Черты образа Божия восстановляются как в Крещении, так и в Покаянии. Наклонности не уничтожаются, но корень их подсекается. Человек сознанием и ревностию переходит на сторону добра. Почему худое остается в нем, но перестает быть его собственностью? Оно ноша его, смирительная и искупительная.

И от наказания покаяние освобождает. В разрешении рукописание грехов раздирается. Человек объявляется невинным. За что же взыскивать? Меры исправления, Промыслом посылаемые, не суть собственно наказание.

Будто полное изглаждение склонностей предоставлено нам самим… Куда нам? Аще не Господь – всуе (2, с. 242–244).


63. Одобрение ищущей спасения

Как восхитителен ваш аттестат:

«Я такая скверная, такая нетерпеливая, смею роптать… Ничего не делаю, чтоб быть близкою Господу. Хуже меня не было никого и не будет». Особенно последнее многоценно. Если где-нибудь на свете ставят 100 баллов, то и вам следует поставить эту отметку.

Такие приговоры были бы очень бедственны, если б не было прописано: «Как хотелось сделаться хоть на чуточку получше».

Се наше дело – стремиться вперед к лучшему, а назади ничего не видеть достойного одобрения. И извольте по сей норме усовершать свою нравственность. Будет успех непременно (4, с. 5).


64. Лучший образ памятования святителя

За то, что вы хоть не писали, но все же не преставали вспоминать о мне, благодарствую. Но попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве и ни о чем не молить Господа для меня, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня, из грешных – грешного (4, с. 11).


65. Смирение и душепопечительностъ святителя Феофана

Очень вам благодарен, что, несмотря на мое неотвечание, вы все же пишете. Хоть я ничего дельного не могу вам сказать, но мне всегда желательно знать, как обстоят дела ваши (4, с. 20).


66. Отзыв о Санкт-Петербургском митрополите Исидоре

У вас первые слова о смерти владыки митрополита Исидора, ожидаемой – и вслед за тем совершившейся. Да упокоит Господь душу его! Он всю жизнь блюл сердце свое мирным и в мире глубоком почил. Блажен путь! Как он мудро настроил и мудро вел свое внутреннее! По сим началам он мог говорить о себе: живу не к тому аз, но живет во мне Христос. Аминь (4, с. 39).


67. Как святитель писал проповеди

Особенность моих проповедей —

и этих, и всех других – та, что они не сочиняемы. Обычно, бывало, вечером, после всенощной, выпью стакан чая, прочитаю Евангелие завтрашнее, потом Апостол… и какая мысль впадет и займет внимание и сердце, ту беру в тему… и проповедь там внутри уж сама собой строится. Час, полтора, много – два… и проповедь готова… утром прочитаешь, немножко подладишь. Иногда тему дают внешние обстоятельства, как бывало при посещениях монастырей… но производство все то же. Это писаные экспромты; как они не из головы шли, то и представляют подслащенное нечто. Вот посмотрим, как-то вам покажутся другие подобные же брошюры. Их будет шесть-семь; две-три – в два раза больше этой (4, с. 50–51).

Страница 118