Размер шрифта
-
+

Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского - стр. 110


30. Отзыв святителя Феофана о себе, своих трудах и разных предметах

Развеличали меня красавицы затворником, а тут и духом затворническим не пахнет (3, с. 45).

Я здоров. Благодаренье Господу. Но леность обуяла… особенно молиться не хочется. Поклон-другой – да поскорее на боковую. Верно, нас, книжников, только могила исправит по этой части. Исправить-то она, конечно, исправит, да не поздно ли будет?

Но моя душа ожестелая и ухом просто не ведет. Будто ни в чем не была. Святая! Ой, ой, ой (3, с. 45)!


31. Об истолковании 118 псалма

В «Домашней беседе» в этот год будут помещаться помыслы на 118 псалом.

Первые тетради широко идут, так что по одному стиху будет на каждый номер. Отослано на полгода. А что далее Бог даст – увидим (3, с. 46).


32. Тревога за Русь Православную. Извещение о своих трудах и образе жизни

Если бросит Господь Русь Православную, то тогда уже пойдет все навыворот. И мне нередко сдается: уж не бросил ли Он ее? Слишком уже пустились мы вперед. И удержу нет. Впрочем, отчаиваться нечего. По истории то видно, что бывали времена и тяжелее, а потом прояснялось небо. Господи, помилуй нас (3, с. 48)!

Я, слава Богу, здоров! И кое-как корпаю устав св. Василия Великого. Строгонек! Если б по нему заставить монахов жить, разбежались бы (3, с. 48).

О. Митрофана я принял, делая пробу, можно ли иногда кого принять. Вижу, что нельзя. Надо тянуть до конца (3, с. 48).


33. По поводу объявления Турецкой войны

Се и война! Надо молиться и каяться… Ведь есть за что нас и покарать… А если есть, то надо со страхом и трепетом приступить к делу. Станем ниневитянами! Но, если б это сказал кто в проповеди или напечатал в газетах, никто бы, думаю, и ухом не повел. Вот до чего мы дошли?! Как же это тамбовцы-то? Ведь мало пожертвовали? Разве после еще прибавят? Вот Москва-то махнула (3, с. 50)?!


34. О своем навыкновении писать проповеди

С самого приезда доселе еще ни одной службы не было без проповеди… и слушают… Владыке вашему когда за проповедьми, когда всякий день служба?.. Да это свалишься. Укрепи его, Господи! Не думаю, что не может говорить (3, с. 54–55).

У нас вся беда от сборов писать. Помните, сначала я мало говорил… именно от того, что думалось: проповедь писать… – то же, что книгу сочинить. Так мы все думаем. Преосвящ. Серафим тогда и говорит мне: «Да что долго думать?.. Сел да и написал за один присест». Я никак не верил, чтобы можно было так. Потом как-то самому стало досадно, что не говорю проповедей… Пришел от всенощной и – ну писать, что напишется… Кажется, это была проповедь о любви к Богу. За обеднею с робостью начал говорить… Ничего… сошла с рук. Потом и в другой раз, то же и в третий, и пошло так. И все проповеди, что «Слова к тамбовской пастве», исключая 3–4, такого происхождения. Вечером после всенощной писаны… Это я затем рассказываю, что пока не придет Преосвященный к мысли писать за один присест – не ждите проповедей. Столкните его на эту колею. Увидите, как пойдет. Проповедничество всякое удовольствие доставляет (3, с. 55).

Страница 110