Силы и престолы. Новая история Средних веков
1
Оксфордский словарь английского языка отмечает первый случай использования слова «средневековый» (согласно написанию того времени, mediæval) в 1817 г. – Здесь и далее, если не указано иное, прим. автора.
2
См., например: Olstein, Diego, ‘“Proto-globalization” and “Proto-glocalizations” in the Middle Millennium’, in Kedar, Benjamin Z. and Wiesner-Hanks, Merry E. The Cambridge World History V: State Formations (Cambridge: 2015).
3
Wickham, Chris, The inheritance of Rome: A history of Europe from 400 to 1000 (London: 2010).
4
Речь идет о правлении хана Хубилая, основателя империи Юань, хотя его влияние за пределами Китая и Монголии было весьма ограниченным. Столицей классической Монгольской империи до Хубилая был до 1260 г. Каракорум, затем Шанду, а Ханбалык (кит. Даду) на территории современного Пекина занял их место в 1264 г., хотя строительство продолжалось более десяти лет. – Прим. науч. ред.
5
В английском языке название Powers and Thrones означает еще «Державы и престолы», так что автор обыгрывает многозначность слова power. – Прим. науч. ред.
6
Множество захватывающих исследований о Средних веках за пределами Европы публикуется в относительно новом издании Journal of Medieval Worlds. О миссии этого издания см.: Frankopan, Peter, ‘Why we need to think about the global Middle Ages’, Journal of Medieval Worlds I (2019), p. 5–10.
7
Примерно 40 кг, если считать вес сокровищ вместе с деревянным сундуком. Johns, Catherine, The Hoxne Late Roman Treasure: Gold Jewellery and Silver Plate (London: 2010), p. 201.
8
De la Bédoyère. Guy, Roman Britain: A New History (revd. edn.) (London: 2013), p. 226–227. Mattingly, David. An Imperial Possession: Britain in the Roman Empire (London: 2006), p. 294–295. По оценке другого историка, в сегодняшних условиях цена раба могла бы сравниться «с ценой нового автомобиля» – Woolf, Greg. Rome: An Empire’s Story (Oxford: 2012), p. 91.
9
Силиква – римская серебряная монета, равнявшаяся 1/24 золотого солида. – Прим. науч. ред.
10
Johns. The Hoxne Late Roman Treasure, p. 168–169.
11
О почве см: ibid., p. 9.
12
Сегодня этот сундук с сокровищами известен как Хоксненский клад, или клад из Хоксне. В 1992 г. его нашли любители, искавшие с металлоискателями потерянный молоток. Сейчас клад выставлен в Британском музее.
13
Здесь и далее «Римская история» Аммиана Марцеллина цит. в переводе Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. – Прим. перев.
14
Hamilton, Walter (trans.), Wallace-Hadrill (intro.). Ammianus Marcellinus. The Later Roman Empire (A.D. 354–378) (London, 1986), p. 45–46.
15
Преемственность концепции вечного Рима исчерпывающим образом подытоживает Pratt, Kenneth J. ‘Rome as Eternal’, Journal of the History of Ideas 26 (1965), p. 25–44.
16
Здесь и далее «Энеида» Вергилия цит. в переводе С. А. Ошерова. – Прим. перев.
17
West, David (trans. and ed.). Virgil. The Aeneid (revd. edn.) (London: 2003), 1.279, p. 11.
18
Здесь и далее «История Рима от основания города» Тита Ливия цит. в переводе Н. А. Поздняковой. – Прим. перев.
19
De Sélincourt, Aubrey (trans.). Livy. The Early History of Rome (revd. edn.), (London: 2002), p. 122.
20
Ammianus Marcellinus, p. 46.
21
Gibbon, Edward. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire: Abridged Edition (London: 2000), p. 9.
22
Лучший пример того, как вулканическая активность вызывает политические и социальные кризисы во всем мире, – извержение вулкана Тамбора в Индонезии в апреле 1815 г. См.: Oppenheimer, Clive. ‘Climatic, environmental and human consequences of the largest known historic eruption: Tambora volcano (Indonesia) 1815’, Progress in Physical Geography: Earth and Environment 27 (2003), p. 230–259.
23
Ibid., p. 44–49.
24
Здесь и далее «Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла цит. в переводе М. Л. Гаспарова. – Прим. перев.
25
Graves, Robert (trans.), Rives, J. B. (rev. and intro). Suetonius. The Twelve Caesars (London, 2007), p. 15.
26
Описание внешности по Светонию, ibid., p. 88–89.
27
Church, Alfred John, Brodribb, Jackson, William (trans.), Lane Fox, Robin (intro.). Tacitus. Annals and Histories (New York: 2009), p. 9–10.
28
Первые 300 с небольшим лет существования Римской империи нередко называют принципатом, по тому титулу, который предпочитал Август.
29
Graves. Suetonius. Twelve Caesars, p. 59
30
Для сравнения: когда я пишу эти строки, крупнейший в мире оборонный бюджет имеют Соединенные Штаты Америки. В процентах ВВП американские военные расходы не слишком отличаются от расходов Римской империи и составляют около 3,1 %. Но, хотя на дроны, танки и личный состав уходят действительно огромные деньги, 3,1 % американского ВВП равняется примерно 15 % годового федерального бюджета. Другими словами, римские императоры тратили на свою армию в 3–4 раза больше наличного дохода, чем современные американские президенты. Что касается быстрого развертывания и потенциала эскалации конфликта – так сказать, возможности ввязаться с гранатометом в кулачную драку, – современные США занимают в мире такое же положение, какое занимала Римская империя в I в. Обычно с ними предпочитают не связываться.
31
Aeneid, VI. 851–854. Этот перевод: West, Virgil. The Aeneid p. 138.
32
Большинство территорий было завоевано в эпоху республики, свидетелем кризиса и гибели которой стал Вергилий. Римская империя завоевала сравнительно немного: южную часть Британии при Клавдии и Дакию при Траяне. – Прим. науч. ред.
33
В 212 г. император Каракалла даровал гражданство всем лично свободным жителям империи, что фактически зафиксировало их подданство и обесценило правовой статус гражданина. – Прим. науч. ред.
34
Waterfield, Robin (trans.). Polybius. The Histories (Oxford: 2010), p. 398–399.
35
Здесь и далее «Жизнеописание Юлия Агриколы» Корнелия Тацита цит. в переводе А. С. Бобовича. – Прим. перев.
36
Tacitus / Annals and Histories, p. 648.
37
Ibid., p. 653–654.
38
Luttwak, Edward N. The Grand Strategy of the Roman Empire: From the First Century A. D. to the Third (Baltimore/London: 1976), p. 3.
39
Полный текст речи Клавдия на бронзовой таблице хранится в городе Лионе. Подробно о ходе заседания, в том числе о недовольстве сенаторов, см. в: Tacitus / Annals and Histories, p. 222–224.
40
Сжатое обсуждение вопроса гражданства в контексте идентичности см. в: Woolf. Rome: An Empire’s Story, p. 218–229; в контексте социальной иерархии: Garnsey, Peter, Saller, Richard. The Roman Empire: Economy, Society and Culture. 2nd edn. (London/New York: 2014), p. 131–149.
41
Johnson, Allan Chester, Coleman-Norton, Paul R., Bourne, Frank Card (eds.). Ancient Roman Statutes: A Translation With Introduction, Commentary, Glossary, and Index (Austin: 1961), p. 226.
42
Открытым отношением к ассимиляции Римская империя превзошла даже Соединенные Штаты эпохи массовой иммиграции на рубеже XX в. С исторической точки зрения столь же непритязательное отношение к интеграции множества народов демонстрировала, пожалуй, только Монгольская империя в XII–XIII вв. (см. главу 9).
43
Год четырех императоров: это были Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан.
44
Bodel, John. ‘Caveat emptor: Towards a Study of Roman Slave Traders’, Journal of Roman Archaeology 18 (2005), p. 184.
45
О римском рабстве в общемировом контексте см.: Hunt, Peter. ‘Slavery’. in Benjamin, Craig (ed.). The Cambridge World History vol. 4: A World with States, Empires and Networks, 1200BCE-900CE (Cambridge: 2015), p. 76–100.
46
Книга Левит 25:44.
47
Кроме Рима историки обычно ставят в этот ряд Древнюю Грецию, Бразилию и Карибский бассейн в колониальную эпоху, а также Юг Соединенных Штатов до Гражданской войны.
48
Hornblower, Simon, Spawforth, Anthony, Eidinow, Esther (eds.). The Oxford Classical Dictionary (4th ed.) (Oxford: 2012), p. 1375.
49
Trimble, Jennifer. ‘The Zoninus Collar and the Archaeology of Roman Slavery’, American Journal of Archaeology 120 (2016), p. 447–448.
50
Здесь и далее «Золотой осел, или Метаморфозы» Апулея цит. в переводе М. Кузмина. – Прим. перев.
51
Kenney, E.J. (trans.). Apuleius. The Golden Ass (revd. edn.) (London: 2004), p. 153.
52
Здесь и далее «География» Страбона цит. в переводе Г. А. Стратановского. – Прим. перев.
53
Jones, Horace Leonard (trans.). The Geography of Strabo vol. VI (Cambridge, Mass: 1929), p. 328–329.
54
Этот перевод из: Harper, Kyle. Slavery in the Late Roman World, AD 275–425 (Cambridge: 2011), p. 35–36
55
Harper. Slavery in the Late Roman World, p. 33.
56
Средневековая латынь сильно отличалась от классической латыни – до такой степени, что ее можно считать более или менее самостоятельным языком. Однако ее связь с римским наследием очевидна и не вызывает сомнений.
57
Richardson, John. ‘Roman Law in the Provinces’, in Johnston, David (ed.). The Cambridge Companion to Roman Law (Cambridge: 2015), p. 52–53.
58
Rudd, Niall (trans.). Cicero / The Republic, and The Laws (Oxford: 1998), p. 69.
59
Radice, Betty (trans.). The Letters of the Younger Pliny (London: 1969), 10.96, 293–295.
60
Цит. по: Евсевий Кесарийский. Церковная история. Ввод. ст., коммент. И. В. Кривушина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. – Прим. науч. ред.
61
Williamson, G.A. (trans.). Eusebius / The History of the Church (revd. edn.) (London: 1989), p. 265.
62
MacCulloch, Diarmaid. A History of Christianity (London: 2009), p. 196.
63
Здесь и далее «Размышления» Марка Аврелия цит. в переводе К. А. Гаврилова. – Прим. перев.
64
Hammond, Martin (trans.). Marcus Aurelius / Meditations (London: 2014), p. 48.
65
Ammianus Marcellinus, p. 410.
66
Ridley, Ronald T. (trans.), Zosimus / New History (Sydney: 2006), p. 79.
67
Bettenson, Henry (trans.), Saint Augustine / City of God (London: 2003), p. 43–44.
68
Ammianus Marcellinus, p. 410.
69
Подробно о ранней политической организации гуннов см. в: Kim, Hyun Jin. The Huns (London/New York: 2016), p. 12–36. Более скептический взгляд на связь сюнну с жившими в IV в. гуннами по сравнению с представленным здесь и в других работах: Heather, Peter. The Fall of the Roman Empire: A New History of Rome and the Barbarians (Oxford: 2006), p. 148–149.
70
De la Vaissière, Étienne. ‘The Steppe World and the Rise of the Huns’ in Maas, Michael (ed.). The Cambridge Companion to The Age of Attila (Cambridge: 2014), p. 179–180.
71
De la Vaissière, Étienne. Sogdian Traders: A History (Leiden: 2005), p. 43–44.
72
Ammianus Marcellinus, p. 411–412.
73
Ibid.
74
Cook, Edward R. ‘Megadroughts, ENSO, and the Invasion of Late-Roman Europe by the Huns and Avars’, in Harris, William V. (ed.). The Ancient Mediterranean Environment between Science and History (Leiden: 2013), p. 89–102. См. также: Wang Xiaofeng, Yang Bao, Ljungqvist, Fredrik Charpentier. ‘The Vulnerability of Qilian Juniper to Extreme Drought Events’, Frontiers in Plant Science 10 (2019).
75
Письмо цит. по: Reeve, Benjamin. Timothy Richard, D. D. China Missionary, Statesman and Reformer (London: 1912), p. 54.
76
Zosimus, p. 79.
77
Ученые продолжают спорить, имели ли эти племенные названия какое-то значение для самих готов, или это были ничего не говорящие ярлыки, навешанные на них чужаками-римлянами. Пожалуй, здесь уместно вспомнить, с какими трудностями столкнулись в XIX в. белые поселенцы во внутренних областях Америки, описывая племенное устройство коренных американцев.
78
Ammianus Marcellinus, p. 416.
79
Ibid., p. 417.
80
Подробно об этой дискуссии: Halsall Guy. Barbarian Migrations and the Roman West 376–568 (Cambridge: 2007), p. 172–175.
81
Ammianus Marcellinus, p. 418.
82
Ibid., p. 423.
83
Ibid., p. 424–425.
84
Ibid., p. 433.
85
Ibid., p. 434.
86
Ibid., p. 435.
87
Подробную оценку численности сил обеих сторон можно найти в: Heather. The Fall of the Roman Empire, p. 181.
88
Ammianus Marcellinus, p. 435.
89
Ibid., p. 435–436.
90
Ibid., p. 437.
91
Сведения о погоде взяты у св. Амвросия Медиоланского. В надгробном слове на похоронах Феодосия он заметил, что разразившиеся после смерти императора ливни говорят о том, что сама Вселенная оплакивает его. См.: McCauley, Leo. P. et al. Funeral Orations by Saint Gregory and Saint Ambrose (The Fathers of the Church, Volume 22) (Washington: 2010), p. 307.
92
Platnauer, Maurice (trans.). Claudian / Volume II (Book 1) (New York, 1922), p. 367.
93
Ср., например, версии, представленные в Heather. The Fall of the Roman Empire, p. 203–205 и Kim. The Huns, p. 76–77.
94
В 390-е гг. одного имени гуннов было достаточно, чтобы вселить страх в сердца римлян. Банда беглых рабов и военных дезертиров, собравшаяся в 390-х гг. на Балканах, называла себя гуннами, хотя почти наверняка никто из этих разбойников не был этническим гунном. В каком-то смысле это была убийственно искренняя лесть: разбойники использовали в своих интересах то, что мы могли бы назвать зарождавшимся брендом террора IV в.
95
Zosimus, p. 113.
96
Ibid.
97
Некоторые ученые оспаривают указанную дату и помещают это вторжение в 405 г., то есть одновременно с нападением Радагайса на Итальянский полуостров. См.: Kulikowski, Michael. ‘Barbarians in Gaul, Usurpers in Britain’, Britannia 31 (2000), p. 325–345.
98
Fremantle, W.H. (trans.). Saint Jerome / Select Letters and Works (New York: 1893), p. 537.
99
Отрывок из Ориенция см. в: Halsall. Barbarian Migrations, p. 215.
100
Claudian / Volume II (Book 2), p. 173.
101
Выражение приведено у Зосима: Non est ista pax sed pactio servitutis (Zosimus, p. 114).
102
Zosimus, p. 117.
103
Zosimus, p. 125.
104
Livy / The Early History of Rome, p. 419.
105
Kneale, Matthew. A History of Rome in Seven Sackings (London: 2017), p. 24.
106
Saint Jerome / Select Letters and Works, p. 577; Ветхий Завет: Псалтирь: Псалом 79.
107
См. главу 1.
108
Winterbottom, Michael (trans.). Gildas / The Ruin of Britain and other works (Chichester: 1978), p. 23–24.
109
Здесь и далее «О погибели Британии» Гильды Премудрого цит. в переводе Н. Ю. Чехонадской. – Прим. перев.
110
Gildas, p. 28.
111
Ibid.
112
Ibid.
113
Gildas, p. 29.
114
Даже нынешние полемисты и политики далеко не всегда воздерживаются от подобной риторики: нетрудно вспомнить некоторых наших современников, называющих мигрантов, нарушающих общепринятые социальные и культурные порядки, тараканами, паразитами, насильниками и больными извращенцами.
115
Здесь и далее «Война с вандалами» Прокопия Кесарийского цит. в переводе А. А. Чекаловой. – Прим. перев.
116
Dewing, H.B. (trans.). Procopius / History of the Wars, vol. 2 (Cambridge, Mass.: 1916), p. 30–33.
117
Большинство германцев были христианами арианского толка. Арианство отвергало тринитарный взгляд на природу Иисуса Христа, утверждая, что Бог Сын был отдельной сущностью, созданной в определенный момент времени. Никейские христиане считали иначе. Никейский Символ веры гласит: «Веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, прежде всех веков». Эта доктрина была сформулирована на Никейском соборе в 325 г., откуда и происходит ее название.
118
Weiskotten, Herbert T. (trans.). The Life of Augustine: A Translation of the Sancti Augustini Vita by Possidius, Bishop of Calama (Merchantville, NJ., 2008), p. 44–56.
119
Недавние исследования о вандалах в Северной Африке перечислены в: Merrills, A. H. (ed.). Vandals, Romans and Berbers: New Perspectives on Late Antique North Africa (Abingdon: 2016), esp. p. 49–58.
120
Procopius / History of the Wars. Vol. 2, p. 46–49.
121
Дискуссия о риторике Кводвультдеуса и ее религиозном и политическом контексте в: Vopřada, David. ‘Quodvultdeus’ Sermons on the Creed: a Reassessment of his Polemics against the Jews, Pagans, and Arians’, Vox Patrum 37 (2017), p. 355–367.
122
См.: Cameron, Averil, et al (eds.). The Cambridge Ancient History XIV: Late Antiquity, Empire and Successors, A.D. 425–600 (Cambridge: 2000), p. 554.
123
Procopius / History of the Wars Vol. 2, p. 256–257.
124
См. главу 3.
125
Цитата из «Происхождения и деяний гетов» Иордана. Цит. по: Иордан. О происхождении и деяниях гетов = Getica / Вступ. ст., пер. с латин., коммент. Е. Ч. Скржинской. СПб.: Алетейя, 1997. – Прим. науч. ред.
126
Mierow, Charles C. Jordanes / The Origin and deeds of the Goths. (Princeton University doctoral thesis, 1908), p. 57.
127
Kelly, Christopher. Attila the Hun: Barbarian Terror and the Fall of the Roman Empire (London: 2008), p. 189.
128
Kelly, Christopher. ‘Neither Conquest nor Settlement: Attila’s Empire and its Impact’, in Maas, Michael (ed.). The Age of Attila (Cambridge: 2015), p. 195.
129
Lenski, Noel. ‘Captivity among the Barbarians and its Impact on the Fate of the Roman Empire’, in Maas, Michael (ed.). The Age of Attila (Cambridge: 2015), p. 234.
130
Ibid., p. 237.
131
Cameron, Averil, et al (eds.). The Cambridge Ancient History XIV: Late Antiquity, Empire and Successors, A.D. 425–600 (Cambridge: 2000), p. 15.
132
Неслучайно немцев, разграбивших Францию во время Первой мировой войны, называли гуннами, тем более что император Вильгельм II публично восхищался Аттилой.
133
Brehaut, Earnest (trans.). Gregory bishop of Tours / History of the Franks (New York: 1916), p. 33–34.
134
Sarti, Laury. Perceiving War and the Military in Early Christian Gaul (ca. 400–700 A.D.) (Leiden: 2013), p. 187.
135
Robinson, James Harvey. Readings in European History. Vol 1. (Boston: 1904), p. 51.