Размер шрифта
-
+

Школьное образование и политика британских партий (1870–1997 гг.) - стр. 15


Т. Хаксли


Взгляды Т. Хаксли на науку и образование получили особенно широкую аудиторию после того, как он опубликовал работу под названием «Проповеди, адреса и обзоры» («Lay Sermons, Addresses, and Reviews») (1870). В ней он выступал за доступность образования детей и взрослых, принадлежавших к менее благополучным социальным слоям. Настаивал на всестороннем образовании – классического и научного характера, на необходимости развивать физические, нравственные и интеллектуальные способности детей. Приветствовал введение научных предметов в английские школы и университеты, в учебных программах которых долгое время преобладали классические языки[62].

Т. Хаксли выступал за создание единой, всеобщей, обязательной, общедоступной и бесплатной государственной школы. Был противником догматического обучения, которое продвигалось представителями британских церквей как неотъемлемая часть образования на всех его уровнях.

Забегая вперед отметим, что, будучи членом Лондонского школьного совета, после принятия Парламентом акта о всеобщем начальном обучении У. Форстера, учредившего специальные органы контроля над образованием (школьных комитетов), Т. Хаксли опубликовал эссе о школьных комитетах (The School Boards) (1870). В данной работе он изложил ряд рекомендаций по деятельности комитетов. В частности, предлагал дополнить учебный курс физической культурой и ручным трудом, а для девочек ввести уроки по ведению домашнего хозяйства, обосновывая это необходимостью применения полученных навыков «во-первых, для самих себя, а во-вторых, ради будущих работодателей…»[63]. Т. Хаксли подчеркивал, что «основная задача школьных комитетов заключается в формировании у учащихся (в будущем представителей социальных и политических организаций) личной ответственности и правильной модели поведения, направленной на любовь к своим собратьям и достижению наивысшего блага…»[64]. Своим эссе Т. Хаксли ставил цель улучшить работу школьных комитетов и контролируемых ими учебных заведений в Англии и Уэльсе.

Таким образом, выдающиеся представители британской интеллигенции доказывали необходимость реформирования системы школьного обучения и выступали за принятие государством общедоступного образования. Видя в этом главное средство борьбы с невежеством, бедностью и преступностью каждый из них предлагал собственные пути реформ.

1.4. Частные школы – «колыбель» воспитания британской элиты

Становление привилегированных учебных заведений Англии и Уэльса началось со средневековых монастырских школ, готовивших священников. В XIV в. часть из них трансформировалась в школы грамматики, именовавшихся также грамматическими школами (grammar schools), специализировавшиеся преимущественно на изучении латыни и греческого языка. Чаще всего эти заведения были основаны состоятельными лицами: церковными деятелями, представителями аристократии, торговых и промышленных кругов. В религиозном отношении каждый из благотворителей принадлежал к той или иной конфессии, что в свою очередь, определяло характер воспитания учащихся грамматических школ

Страница 15