Размер шрифта
-
+

Школьное образование и политика британских партий (1870–1997 гг.)

1

Айзенштат М. П. Власть и общество в Британии, 1750–1850. – Москва, 2009. – С. 190.

2

Ashworth W. An Economic History of England, 1870–1939. – London, 1965. – Р. 31.

3

К последней трети XIX в. экспорт промышленного оборудования страны увеличился в 7 раз.

4

Hawke G. R. Railways and Economic Growth in England and Wales. 1840–1870. – Oxford, 1970. – Р. 22.

5

Всемирная история. В 6 томах. / Гл. ред. А. О. Чубарьян. Том 5. Мир в XIX в.: на пути к индустриальной цивилизации / Отв. ред. тома В. С. Мирзеханов. – Москва, 2014. – 960 с.

6

Mair L. P. Welfare in the British colonies. London, 1944. – Р. 24.

7

Более подробно см. в работе Остапенко Г. С. Британские консерваторы и деколонизация. – Москва, 1995. – 173 с.

8

Ashworth W. Op. cit. – P. 46.

9

Jenkins T. A. Parliament, party and politics in Victorian England. – Manchester, 1996. – P. 19.

10

Пикард Э. Указ. соч. – С. 8.

11

Там же. – С. 365.

12

Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании. URL: http://www.studmed.ru/view/sokolov-vs-vinogradova-sm-periodicheskaya-pechat velikobritanii_8539512eb84.html.

13

Диккенс Ч. Статьи и речи. Полное собрание сочинений. – Москва, 1963. – Т. 28. – С. 47.

14

Коунти Е. Харса Н. Суеверия Викторианской Англии. – Москва, 2011. – С. 136–137.

15

Часто опасная работа приводила к их гибели, они могли застрять в узких дымоходах, задохнуться от копоти и дыма, сорваться с высокой крыши.

16

Конути Е., Харса Н. Указ. соч. – С. 136–137.

17

Остапенко Г. С. Британские церкви во второй половине XIX – первой четверти XXI вв.: социальный и исламский вызовы. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 27.

18

Нонконформизм от лат. non – «не» и лат. conformis – «подобный», «сообразный», в буквальном переводе – несогласные с общими взглядами, придерживающиеся собственных традиций в религии.

19

В воскресные дни издатель Р. Рейкс, и четыре нанятые им учительницы, давали уроки. Мальчики и девочки учились отдельно. Занятия с мальчиками обычно проводились на хозяйской кухне Рейкса. Девочки учились в доме госпожи Мередит – одной из учительниц. Все ученики изучали Библию, катехизис, обучались навыками чтения, счета и письма, а также постигали основы морали и правила поведения в обществе. Рейкс строго следил за тем, чтобы дети были опрятно и чисто одетыми. На собственные средства многим из них он покупал одежду. Обязательным правилом школы было посещение всеми учащимися воскресной проповеди священника Т. Стока, который через религию знакомил их с понятиями добра и зла. Старательные и прилежные учащиеся получали в подарок Библию и другие религиозные книги.

Robert Raikes and How We Got Sunday School. URL: http://www. christianity.com/church/church-history/church-history-for-kids/robert-raikes-and-how-we-got-sunday-school-11635043.html.

20

Archer R. Secondary education in XIX century. – London, 1989. – P. 12.

21

Ibid. – P. 12.

22

Дж. Ланкастер ввел в учебный процесс мониторную систему обучения (monitor system), разработанную совместно с А. Бэллем. Суть мониторной системы заключалась в назначении учителем наиболее способного ученика-монитора для объяснения нового учебного материала всему классу. Такая система восполняла недостаток учителей, и удешевляла обучение. Впоследствии мониторную систему обучения переняли многие школы, и работали по ней вплоть до начала XX в.

23

A Brief History of Catholic Education in England and Wales. URL: http://www.catholiceducation.org.uk/about-us/history-of-catholic-education.

24

Archer R. Op. cit. – P. 22.

25

Айзентшат М. П. Британия нового времени. Политическая история. – Москва, 2007. – С. 126.

26

Ерофеев Н. А. Чартистское движение. – Москва, 1961. – С. 37.

27

The Friend of the People. – 1851, № 18. April, 12. – P. 15.

28

The People’s Paper. – 1849, № 14. September, 20. – P. 16.

29

Рожков Б. А. Чартистское движение, 1836–1854. – Москва, 1960. – С. 48.

30

The North Star. 1851. № 1. P. 3.

31

Салимова К. И. Борьба за народное образование в чартистском движении. – Москва, 1960. – С. 23.

32

Looking at History. Literacy. URL: http://richardjohnbr.blogspot. ru/2011/01/literacy-revised-version.html.

33

Wilton J. K. Chartism. – London; New York, 1999. – P. 10.

34

Ibid. – P. 11.

35

Ward J. T. Chartism. – London, 1973. – P. 29.

36

В свою очередь зарубежные историки Д. К. Уилтон, Д. Т. Уартд и Т. Ротштейн в своих работах проводят мысль о том, что в школьной политике лейбористов прослеживаются общие направления, предложенные чартистами.

37

Научный социализм (англ. scientific socialism от лат. socialis – общественный) – система взглядов и обобщений в марксизме, представленные теорией социально-экономического прогноза, которая опирается на открытия, сделанные в философии и общественно-экономических отношениях.

38

В «Манифесте» Маркс и Энгельс провозгласили, что капиталистический строй «с присущей ему бесплановостью производства, с нищетой народных масс – есть препятствие, тормоз для дальнейшего развития общества…». Теоретики научного социализма считали, что формирование нового общества будет происходить по двум фазам (ступеням): первой (низшей) – социализм и второй (высшей) – коммунизм. Различия в ступенях заключались в степени зрелости коммунистических отношений. При социализме и коммунизме основой общественного строя явится коллективная собственность на средства производства. Сохранятся различия между рабочим классом и крестьянством, городом и деревней, умственным и физическим трудом. В свою очередь коммунистическое общество будет лишено классовой принадлежности, откроется безграничный простор для развития производства, техники, науки, искусства. Использование огромных общественных богатств позволит осуществить распределение по потребностям, удовлетворить материальные и культурные запросы как всего общества, так и отдельной личности. Такой подход был нацелен на повышение благосостояния населения и всестороннее развитие каждого члена общества.

Манифест Коммунистической партии. Доступно по: http://www. sdinform.org/upload/books/Theory%20of%20socialism/Marksism/ Manifest%20Kommunisticheskoj%20partii.pdf.

39

Туполева Л. Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е гг. XIX в. – Москва, 1973. – С. 142.

40

Harrison R. J. The Life of Sidney and Beatrice Webb: 1858–1905: the formative years. – New York, 2001. – P. 48.

41

В состав общества входили политики Э. Пиз, Б. Рассел, экономисты: Т. Балог, У. Беверидж, литераторы: Б. Шоу и Г. Уэллс, историк и публицист Р. Тоуни и другие представители британской интеллигенции.

42

Report on Fabian Policy. In: Fabian Tracts № 70. – London, 1890. – P. 14.

43

Cole M. The Webb’s and their Work. – New York, 1974. – P. 43.

44

Webb S. The Education Muddle and the Way out. – London, 1902. – P. 10.

45

Суслопарова Е. А. Ранняя история лейбористской партии Великобритании в портретах ее деятелей: монография. – Москва, 2019. – С. 8.

46

Mann T. The Socialist programme. – London, 1893. – P. 6.

47

Dickens C. The Letters of Ch. Dickens. Vol. 1 (1833–1856). – London, 1880. – P. 112.

48

Parry J. Democracy and Religion Gladstone Liberal Party, 1867–1875.

– Cambridge, 1986. – P. 37.

49

Пирсон Х. Диккенс. Пер. с англ. М. Кан. – Москва, 2001. – С. 12.

50

Collins P. Dickens and Education. – London, 1956. – P. 19.

51

Диккенс Ч. Указ. соч. – С. 50.

52

The Daily News. – February, 1846. – P. 7.

53

Ibid. – Р. 7.

54

The Home Reading. – March, 1848. – P. 6.

55

Derrick L. Ruskin: The Great Victorian. – New York, 1969. – P. 8.

56

Ibid. – P. 10.

57

Ruskin D. True and False Education. – London, 1868. – P. 3.

58

Fors Clavigera. – 1869, IV. – P. 46.

59

Derrick L. Op. cit. – P. 19.

60

Ruskin D. Joy Forever. – London, 1900. – P. 5.

61

Шоу Б. Полное собрание сочинений. – Москва, 1980. – Т. 5. – С. 39.

62

Huxley T. Lay Sermons, Addresses, and Reviews. – New York, 1880. – P. 29.

63

Huxley T. The School Boards. URL: https://www.gutenberg.org/ files/7150/7150-h/7150-h.htm#XV.

64

Ibid.

65

McLeod H. Religion and Society in England. – New York, 1996. – P. 4.

66

Archer R. Op. cit. – P. 17.

67

Ibid. – P. 18.

68

Наказания к мальчикам применяли и в случае нарушения ими дисциплины. В каждой паблик скулз устанавливались строгие правила поведения, которые были одинаковыми для всех учеников. Так, например, в своде правил школы Вестмистер мальчикам запрещалось: «Выходить за ворота школы в одиночестве; разговаривать во время обеда; украшать одежду чем-либо».

69

Форстер М. Записки Викторианского джентльмена. – Москва, 1985. – С. 23.

70

Bamford T. W. Rise of the Public Schools. A Study Boy’s Public Boarding Schools in England. – London, 1967. – P. 49.

71

Hughes T. Tom Brown’s school-days. – London, 2013. – P. 97.

72

Bamford T. W. Op. cit. – P. 53.

73

Овчинников В. Корни дуба. – Москва, 1980. – С. 127.

74

Важным пунктом второй парламентской реформы стало распространение избирательного права не только на домовладельцев и тех, кто арендовал целое строение, но и на тех, кто снимал квартиру и проживал в ней не менее 12 месяцев. Тем самым, сохраняя имущественный ценз и ценз оседлости, закон предоставил избирательное право ремесленникам и рабочим, которые уплачивали не менее 10 ф. ст. арендной платы в год за жилье. Цит. по: Айзенштат М. П. Британия Нового времени. Политическая история. – Москва, 2007. – С. 143.

75

Vincent J. The Formation of the British Liberal Party, 1857–1868. – London, 1972. – P. 101.

76

Узнародов И. М. Политические партии Великобритании и рабочие избиратели (50-е – начало 80-х годов XIX века). – Ростов-на-Дону, 1992. – С. 145.

77

Там же. – C. 146.

78

Benson J. The working class in Britain, 1850–1939. – London, 2003. – P. 113.

79

Stewart J. Memoirs. – London, 1899. – P. 87.

80

Айзенштат М. П. Указ. соч. – С. 145.

81

Там же. – С. 146.

82

Говоря о вкладе Гладстона в продвижение начального обучения, необходимо остановиться на некоторых моментах его биографии, которые стимулировали его на эту инициативу. У. Гладстон родился 29 декабря 1809 г. в Ливерпуле. Его отец Дж. Гладстон, принадлежал к представителям крупного промышленного бизнеса, и состоял в Парламенте от партии тори. Именно он оказал значительное влияние на формирование взглядов будущего политика. Непосредственно домашним обучением мальчика занималась мать Анна Гладстон, женщина весьма образованная. Она привила сыну любовь к поэзии, искусству, а также передала глубокую религиозность. Уильям воспитывался в евангелистической традиции Англиканской церкви, признавшей равенство всех религиозных конфессий. В зрелом возрасте он напишет несколько сочинений в поддержку государством разных церковных общин. В течение всей жизни нравственная основа христианства – религия станет для У. Гладстона ориентиром в его общественной и политической деятельности. Семья обеспечила Уильяма блестящим образованием, сначала в престижной Итонской школе, а затем в Оксфордском университете. В 1832 г. по протекции отца и герцога Ньюкаслского У. Гладстон был избран депутатом в Палату общин от тори. Однако близость политических взглядов с оппозицией привела его в 1844 г. в Либеральную партию. В 1868 г. он получил пост премьер-министра.

83

Looking at History. Literacy. URL: http://richardjohnbr.blogspot. ru/2011/01/literacy-revised-version.html

84

TUC Congress Report. – London, 1869. – P. 142.

85

Biography ofWilliam Edward Forster. URL: http://www.oxfordreference.

com/view/10.1093/oi/authority. 20110803095829628

86

HPD. House of Commons. Vol. 199. Col. 438–498.

87

HPD. House of Commons. Vol. 199. Col. 1963–2068.

88

Ibid.

89

HPD. House of Commons. Vol. 202. Col. 626–676.

90

HPD. House of Commons. Vol. 202. Col. 895–949.

91

The Daily Telegraph. – 1870, Jun., 9. – P. 4.

92

The Manchester Guardian. – 1870, Jun., 10. – P. 3.

93

Напомним, что диссентерские школы в своем большинстве создавались членами нонконформистских церквей.

94

Размер налога на обучение не превышал 10 шиллингов в мес.

95

Lawson J., Silver H. A Social History of education in England. – London, 2007. – P. 23.

96

Секуляризация (от лат. saecularis мирской, светский) – процесс освобождения различных сфер общественной жизни (государства, политики, права, науки, культуры, школы, национальных и семейнобытовых отношений, общественного и индивидуального сознания и др.) от влияния и воздействия религии и церкви.

97

Lawson J., Silver H. Op. cit. – P. 25.

98

English Historical Documents 1874–1914. – London, 1977. – P. 483.

99

West E. Education and the Industrial Revolution. – London, 1975. – P. 31.

100

Report of the Department of Education for 1880–1881. – London, 1882.

– P. 164.

101

Memorandum as Free Education by Report of the Committee for Education 1892–1893. – London, 1893. – P. 478.

102

HPD. House of Commons. Vol. 353. Col. 1862–1902.

103

Ibid.

104

HPD. House of Commons. Vol. 354. Col. 1216–1303.

105

Ibid.

106

Gillard D. Education in England: a history. URL: http://www.educa-tionengland.org.uk/history/chapter06.html

107

The Times. – 1891, Aug., 8. – P. 3.

108

Report of the Privy Council Committee on Education for 1897–1898. – London, 1899. – P. 63.

109

The Economist. – 1899, Jan., 18. – P. 2.

110

The Hadow Report. The Education of the Adolescent. URL: http://www.

educationengland. org. uk/documents/hadow1926/hadow1926.html

111

Ibid.

112

Oxford Conference 1893. – Oxford, 1893. – P. 27

113

Ibid.

114

Report of Royal Commission on Secondary Education. – London, 1896. – P. 236.

115

Артур Бальфур (1848–1930) британский государственный деятель. В течение пятидесяти лет поддерживал позицию власти в консервативной партии. Родился А. Бальфур в аристократической семье, был племянником Р. Солсбери. Образование получил в элитной Итонской школе и в Тринити-колледже в Кембридже, а после окончания Кембриджа стал членом Парламента от консервативной партии округа Хертфорд. В 1885 г. премьер-министр Р. Солсбери поручил ему контролировать вопросы местного самоуправления. Во время второго премьерства Солсбери, в 1886 г. Бальфур был назначен министром по делам Шотландии, а с 1887–1891 гг. министром по делам Ирландии. Будучи ярым противником ирландского самоуправления, негласно именовался как «кровавый Бальфур». Вплоть до ухода Р. Солсбери с поста премьер-министра Бальфур занимал должность министра просвещения. Он подготовил билль об образовании (1902), принятый Парламентом уже в период премьерства Бальфура, которое продлилось до декабря 1905 г.

В период Первой мировой войны А. Бальфур входил в состав коалиционного кабинета Д. Ллойд Джорджа. Сначала в качестве морского министра, а в 1916–1919 гг. как министр иностранных дел. В 1920 г. он представлял Англию на ассамблее Лиги наций, а в 1921–1922 гг. – на конференции в Вашингтоне, посвященной ограничению морских вооружений, а также тихоокеанским и дальневосточным вопросам. В 1926 г. руководил работой по составлению так называемого «доклада Бальфура» – заключений имперской конференции по вопросу о самоуправлении доминионов Канады, Южной Африки, Австралии, Новой Зеландии и Ирландского Свободного государства, которые вошли в текст Вестминстерского статута (1931).

Глубоким увлечением Бальфура на протяжении всей его жизни была философия, что стимулировало его к написанию нескольких собственных сочинений: Защита философского сомнения (1879), Основания веры (1895), Теизм и гуманизм (1915). С 1921–1928 гг. был президентом Британской академии.

Бальфур А. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/BALFUR_ ARTUR_DZHEMS.html.

116

HPD. House of Commons. Vol. 115. С. 1011–1041.

117

Ibid.

118

The British Weekly. – 1908, Dec., 10. – P. 4.

119

The Morning Post. – 1912, Mar., 28. – P. 6.

120

The Times. – 1905, Apr., 6. – P. 3.

121

HPD. House of Commons. Vol. 156. Col. 1523.

122

HPD. House of Commons. Vol. 184. Col. 1373–1488.

123

Айзенштат М. П. Указ. соч. С. 95.

124

Blincoe R. А Memoirs of R. Blincoe. – Manchester, 1832. – P. 29. Из воспоминаний Р. Блинко: «… многие мастера обращались со своими подопечными крайне жестоко, наказывая их за любую провинность. Не был исключением и обучавший меня мастер Вулдорф. Будучи недовольным моей работой, он подвешивал меня над работающим станком так, что каждый раз я был вынужден высоко поднимать ноги, когда их касался механизм работающей машины. Я задыхался от страха, лицо мое синело и казалось, что еще немного, и я умру, не выдержав пытки…».

125

Bennet C. A. The History of Industrial Education from 1860 up 1917. – London, 1963. – P. 235.

126

Report of Royal Commission of Technical Education. – London, 1880.

– Р. 53.

127

В период работы четвертого либерального кабинета У. Гладстона – с 1892–1894 гг. А. Акланд занимал пост министра просвещения.

128

Report of Royal Commission of Technical Education. – London,1889.

– P. 42.

129

Bennet C. A. Op. cit. – P. 254.

130

Салимова К. И. История трудового обучения в Англии. – Москва, 1967. – С. 53.

131

Sanderson of Oundle. A new Education. – New York, 1926. – P. 254.

132

Report of Royal Commission of Technical Education. – London,1905. – P. 61.

133

Крупную денежную сумму в размере 300 тыс. ф. ст. на обучение слепых, глухих и глухонемых детей пожертвовал богатый английский пивовар Г. Гарднер. Он был обеспокоен раздорами своих детей по поводу наследства, поэтому завещал свой капитал в пользу детей с ограниченными возможностями. В 1880 г. 1/3 благотворительного фонда Гарднера государство направило на обучение слепых детей музыке; 1/3 – на трудовое обучение глухих, глухонемых и слепых детей, а оставшиеся денежные средства выплачивались в качестве стипендии одаренным детям. С этого же времени активную роль в развитии специального образования играло государство, которое частично финансировало благотворительные фонды и общества.

134

Winzer M. A. The history of Special Education. Washington, 1993. P. 153.

135

Ibid.

136

В 1868 г. в Лондоне У. Муном было создано «Общество обучения детей на дому» («Society of teaching Children at Home»). В Обществе работало 18 учителей, обучавших слепых детей грамоте. По данным Королевской комиссии: «В 1870 году в Великобритании проживало около 2 тыс. 210 незрячих детей из них 1493 человека с пониманием читали книги по шрифту Муна». В этом же году Мун открыл типографию, при тиражировании книг им применялись стереотипные пластинки, значительно снизившие стоимость печатной продукции. Большинство книг из типографии Муна раздавалось слепым читателям бесплатно.

137

При Обществе Т. Армитеджем были открыты школы для слепых и типография, выпускавшая книги с рельефным шрифтом Муна и печатные книги слепого французского педагога Л. Брайля. Луи Брайль (1809–1852) слепой французский педагог, выпускник и преподаватель Парижского института слепых. В 1827 г. изобрел рельефный шрифт для обучения незрячих чтению и письму.

138

Report Royal Commission on the Blind and Deaf. – London, 1891. – P. 22.

139

Ibid.

140

Иногда в частных школах практиковалось совместное обучение детей с ограниченными возможностями со здоровыми детьми. При этом отношение одноклассников к ним было разным, одни помогали, а другие, напротив, смеялись над физическими недугами школьного товарища. Именно о такой ситуации повествует роман английского писателя Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих» («Of Human Bondage») (1915). Перед читателем предстает картина школьной жизни сироты Ф. Кэри, с рождения страдавшего сильной хромотой. После смерти родителей мальчик остался на попечении дяди, богатого священника мистера Кэри. Он отправил Филипа в престижную частную школу Теркенбэри, готовившую церковных служителей. С первых дней пребывания в школе Филлип подвергался жестоким нападкам одноклассника по прозвищу Певун, который издевался над ним, и высмеивал его физический недостаток. Действительно во многих школах подобное поведение было скорее обычным правилом, чем исключением. Однако в конце романа автор приводит героя к новому осознанию собственной жизни. Филип понимает, что если бы не его физический недуг, он не мог бы так остро ощущать красоту природы, страстно любить искусство, литературу и жизнь.

141

Blind. – 1899. – № 4. – P. 17.

142

Среди выпускников Королевского колледжа большой вклад в развитие культурной и общественной жизни Великобритании внесли слепые музыканты: композитор А. Холлинс, органист Э. Хопкинс, пианисты:

Ф. Хартвидсон и Э. Элгар, а также известный глухой сурдопедагог и основатель «Ассоциации слепых и глухих в Англии». М. Френсис.

143

Act of Education Blind and Deaf children. – London, 1893. URL: http:// www.educationengland.org.uk/documents/acts/1893-elem-educ-blind-deaf-act.html.

144

Субсидии расходовались государственными школами на покупку школьной мебели, рельефных географических карт, наглядных материалов, печатных книг, строительство школьных мастерских и выплату стипендий лучшим ученикам.

145

Report Royal Commission on the Blind and Deaf. – London, 1891. – P. 47.

146

Lancaster J. Improvement in English. – London, 1920. – P. 26.

147

Ibid. – P. 31.

148

Gleadle K. British women in XIX century. – London, 2001. – P. 147.

149

Bronte C. Jane Eyre. – London, 1977. – P. 57.

150

Governesses Benevolent Institution. Review. – London, 1850. – Vol. 86. – P. 32.

Страница notes