Северная Осетия. Прогулки рука об руку - стр. 8
»11.
В своем очерке Коста не только подробно описывает уклад жизни и обычаи своего народа, но и объясняет их с точки зрения существовавших в Нарской котловине четырех категорий сословий. Самыми почетными и богатыми считались фамилии, носившие звание Стыр мыггаг: «К ним обращались за советом, их приглашали судить и примирять враждующих. <…> Поселения их были неприступны, башни „литые“ – из тесаного камня на известковом цементе. <…> Кровь их ценилась выше иной. Ирӕд (калым) их девушек достигал высшего предела». Фӕрсаг (от «фарс» – бок, сторона) относился к середнякам: «Поселения их не имели боевого расположения, земельная собственность их как по количеству, так и по качеству далеко уступала владениям сильных. Податей они, как и сильные, никому не платили и были фактически совершенно независимы». А вот кӕвдӕсард, как правило, был бедным: «Отец его зачастую был лучшим представителем сильной фамилии, но матерью его всегда была номылус – „жена по имени“. Брались такие жены из тех же кӕвдӕсард или из очень бедных фӕрсаг»12.
«Положение детей от номылус… <…> …было вообще тяжелое. Они росли, выбиваясь из сил в непосильной работе. Девушка обыкновенно выходила замуж за такого же по происхождению молодого осетина, как сама, или становилась „женой по имени“ какого-нибудь старика из сильной фамилии. Редко ей выпадало счастье выйти за приглянувшегося ей молодого фӕрсаг, хотя бы и крайне бедного, но зато без обидной клички „кӕвдӕсард“. Мальчик оставался в доме своего отца, рос, работал, мужал, и если после совершеннолетия находил для себя лучшим отделиться и жить самостоятельно, то это ему разрешалось беспрепятственно. <…> В общественной жизни он не имел никакого значения. При всем том он пользовался полнейшей свободой