Размер шрифта
-
+

Северная Осетия. Прогулки рука об руку - стр. 7

7.


Конная фигура Уастырджи


Горное селение Нар


Долина реки Нардон, слева обелиск Хетагурову


Руины башен у слияния рек Закка и Льядон


Долина реки Льядон


Мост над бурной Заккой


Горный мак


Памятник матери поэта Марии Губаевой


Памятник великому поэту Коста Хетагурову


Святилище «Нары дзуар», руины храма XI в.


Святилище «Ныхасы Уастырджи», рисунок на камне


Долина реки Закка, трасса на Южную Осетию


Однако утверждение о существовании ранее в Наре монастыря Кузнецов считает недоказуемым, «гораздо вероятнее допускать наличие здесь остатков древней церкви. В донесении протопопа Иоанна Болгарского епископу астраханскому и ставропольскому Антонию от 18 июля 1780 г. сказано, что „в Нарском (уезде. – В.К.) близ деревни Истыр Нара (осет. „Большой Нар“. – В.К.) видны развалины церковные“». Между тем, проведенное при участии Кузнецова обследование «Нары дзуар» выявило наличие в святилище не только двух разных техник кладки (древней и поздней), но и «нескольких туфовых блоков с резным орнаментом, сходным с резьбой в „Хозита-Майрам“», свидетельствующих о том, что они «попали туда во вторичном употреблении из разрушенного грузинского храма типа „Хозита-Майрам“ и (или храма. – Д.К.) Тли, датируемого тем же временем – XI в.», а следовательно, это руины грузинского храма XI века, возведенного, по мнению грузинского археолога Гиви Гайозовича Гамбашидзе, в честь святого Георгия, на месте которого ныне находится святилище «Нары дзуар»8.

Селение Нар является также и родиной Коста Хетагурова, который, по утверждению доктора исторических наук, профессора Феликса Гутнова, «был не только великим поэтом, прозаиком, публицистом, художником, но и большим ценителем и исследователем прошлого своего народа»9, а также своей родословной, основанной на предании о Хетаге. В своем этнографическом очерке «Особа» Коста писал: «Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на притоке последней – Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию. Старший брат Хетага Биаслан считается родоначальником кабардинских князей, а второй, Асламбек, остался бездетным. Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами в Куртатинской долине. Эта „куща Хетага“, как гласит народное предание, по зову Хетага выделилась от леса и укрыла его от преследования шайки кабардинских разбойников»10.

«Хетаг, говорят, проник в Нарскую котловину через Куртатинский перевал, так как другой путь по Алагирско-Касарскому ущелью был менее доступен. <…> На это указывает и то, что осетины Куртатинского ущелья особенно свято чтут память Хетага. В Нарской котловине указывают и теперь в сел. Слас на постройки, возведенные Хетагом. Указывают и место, где Хетаг убил оленя, – это подножье той скалы, на которой теперь громоздится сел. Нар. Здесь указывают также на воздвигнутую Хетагом постройку, где он поселился. В преданиях… <…> …он славился своим незлобием. Однажды, взамен трех невольников, проданных им в Тифлисе, Хетаг получил, кроме платы, следующий совет: „Когда ты рассердишься, то левой рукой удерживай правую“. Это наставление спасло жизнь его сыну, который настолько вырос за его продолжительное отсутствие, что Хетаг, по возвращении домой ночью, застав его спящим на одной постели с матерью, хотел заколоть его, но, вспомнив совет, положил оружие в изголовии спящих, вышел и всю ночь провел на берегу реки. Утром все разъяснилось к общему счастью

Страница 7