Серебряный век права - стр. 8
Крах претензий философии на революционное обновление научного познания, а также на создание законченных «мировоззрений», определяющих всю систему взглядов человека на мир, привел к распаду изначально системного единства философии. Она распадется на отдельные дисциплины, среди которых философия религии, философия природы, философия права, эстетика, философская антропология, философия культуры, философия техники, философия математики и т. д.[12]
Итак, рубеж XIX и XX столетий ознаменовался глобальным кризисом, сравнимым с кризисом Возрождения, с которого началась вся западная культура Нового времени. В Европе в это время происходит глубокий поворот в социальной мысли, естественных науках, радикальные нововведения в области искусства, имеют место тяжелые экономические потрясения, а также заметный перелом в религиозной сфере. Происходит не просто смена веков, начинается новая эпоха.
Понятно, что такие тектонические социокультурные сдвиги не могли не затронуть право. Особенно правовую науку. На повестку дня встал вопрос переосмысления самого существа и неотъемлемых свойств права. Речь шла о выборе, скажем так, аксиом права – утверждений, лежащих в основе правовой науки, являющихся как бы ее фундаментом.
Аксиомы права начали обсуждаться (например, древнегреческими софистами, в частности Протагором), когда юристов еще не существовало. И в дальнейшем юристы этой темой особо не озадачивались, находясь под уютным зонтиком философии, которая предлагала им уже готовые решения. Надо было только выбрать понравившееся из не очень-то обширного набора.
Однако теперь, когда юристы неожиданно оказались под дождем все нараставших вызовов окружающей действительности, на которые Г. Гроций, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и даже Гегель не могли дать ответа, и увлекательная дисциплина «Философия права» приобрела самостоятельное междисциплинарное значение, некоторым юристам пришлось вплотную ею заняться. Право как бы «втянуло в себя» значительную часть философии и потому отчасти и само стало философией.
Философия права как сфера деятельности к этому времени стала системообразующей для права в целом. Она позволила осуществлять сближение правовых систем разных стран и развивать международное право, пока еще представлявшее собой когда систему, а когда и простой набор международных соглашений. Можно сказать, сама жизнь требовала движения в этом направлении, особенно в свете разразившихся в XX в. катастрофических мировых войн.
Вообще, юристы испокон веков были довольно замкнутым сообществом, своего рода кастой, из которой редко кто выбирался наружу, да и извне туда было не так просто проникнуть. Исключение составляли разве что первые столетия нашей эры, когда наблюдалась массовая миграция юристов в клирики