Размер шрифта
-
+

Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих - стр. 26

Во-вторых, это может быть состоянием – то есть длительным процессом, которое надолго охватывает психику человека, к которому он привыкает и которое становится для него привычным. Так, человек может постоянно завидовать своему более удачливому коллеге или более богатому соседу, причем может пребывать в состоянии зависти все время, пока он видит своего знакомого или думает о нем. Но вот сосед разорился или карьера коллеги претерпела крах – и на душе у завистника устанавливается покой, и он избавляется от греха.

В-третьих, грех может стать частью личности человека, превратившись в устойчивое личностное качество. И тогда мы называем такого человека гордым или тщеславным, завистливым, похотливым, жадным или унылым.

Итак, попробуем проанализировать смертные грехи с точки зрения их психологического содержания:

Гордыня. Чаще она представляет собой черту личности (гордость, тщеславие, амбициозность), но иногда – после достижения успеха в какой-то области, является психическим состоянием (гордость спортсмена после установления рекорда, гордость бизнесмена, провернувшего выгодную сделку).

Зависть. Чаще является психологическим состоянием, которое возникает, когда человек встречается с кем-то, кто достиг большего успеха, чем он (она). Это может быть красота, успех, положение в обществе, материальные блага и пр. Несколько реже зависть является чертой личности. Обычно это связано с особенностями воспитания и передается в качестве семейной традиции.

Обжорство. Этот грех в большей степени является совокупностью поведенческих программ или психическим состоянием и меньше затрагивает личность. Фактически обжорство – это ряд поступков (принятие пищи в количествах, превышающих биологические потребности человека), которые со временем становятся привычкой. Таким образом, происходит превращение греха из поведения в мысли и желания. Соответственно, и борьба с этим грехом должна вестись комплексная – на уровне поведения и на уровне сознания (формируя новые привычки и мысли).

Похоть. Этот грех может проявляться в нескольких ипостасях и быть: а) личностным качеством, б) психологическим состоянием, в) отдельным проступком или устойчивым видом поведения. Человек может предаться похоти из-за долгого воздержания, он может пойти на внебрачный секс в состоянии влюбленности, он может сделать сексуальную распущенность своей сознательной целью, может вступить в половую связь в состоянии опьянения или просто от скуки – этот грех может скрываться под сотней масок, и срывая с него одну, мы часто обнаруживаем лишь другую личину порока.

Страница 26