Размер шрифта
-
+

Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих - стр. 25

Или: «Не делайте предо Мною богов серебряных или богов золотых».[22] Но зайдите в любой католический храм и вы увидите, сколько там раскрашенных позолоченных кумиров, которым поклоняются люди.

Конечно, трудно что-то возразить против таких Заветов, как «Не убивай», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Но рядом с этими заповедями встречаются и совсем архаичные, которым трудно найти место в современном мире: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями, и мяса его не есть»,[23] или: «А день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих».[24]

Как вы представляете себе практическое исполнение данного Завета: работники транспорта и электростанций, врачи и милиционеры – все как один прекращают свою работу в этот день. То, что легко можно было исполнить аравийским скотоводам две тысячи лет назад, явно невыполнимо в технический ХХ век. Но что же это за Всеобщая Мораль, одни заповеди которой мы соглашаемся исполнять, а другие игнорируем? Ведь даже самым правоверным евреям приходится хоть что-то делать в субботу, и по этому поводу есть забавный анекдот:

Встретились как-то священники разных конфессий и стали спорить, кого из них больше любит Господь.

Католический священник сказал:

– Однажды я плыл на пароходе. Вдруг началась сильнейшая буря, загрохотал гром, молнии били не переставая. Я испугался, что они попадут в корабль, и попросил Бога отвести беду. И вот: кругом свирепствует буря, а вокруг корабля установился штиль, волны утихли, и мы благополучно добрались до берега.

На это раввин ответил:

– Меня все же Бог любит сильнее, и я докажу это. Однажды была суббота, я шел по улице и увидел на земле толстый кошелек. Заповедь не позволяла мне поднять его, и я вознес к Господу молитву. И вот – для всех продолжалась суббота, а для меня одного Он сделал пятницу, и я спокойно поднял деньги.

Глава 4. Психологический взгляд на проблему греха

Грех как поступок, состояние и свойство личности

То, что у других мы называем грехом, у себя мы считаем экспериментом.

Ральф Эмерсон

С точки зрения науки психологии, то что люди называют грехом, может иметь совершенно разное психологическое содержание.

Во-первых, это может быть отдельный поступок человека (разозлился на что-то, позавидовал кому-то, расстроился и т. п.). Согласитесь, что такое может случиться с каждым, и если человек вовремя опомнился, раскаялся и постарался больше не совершать подобных поступков, то не следует обвинять его в грехе, а можно скорее пожалеть и посочувствовать.

Страница 25