Размер шрифта
-
+

Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности - стр. 57

В Риме аборт официально считался уголовным преступлением. По римским законам, идущим еще от «Законов XII таблиц», еще не родившийся, но зачатый ребенок признавался субъектом права. Например, в случае смерти отца, при разделе имущества, неродившийся ребенок также являлся законным наследником. Текст закона гласил: «Кто примет плодогонное средство, даже без преступного намерения, ссылается на рудники, если она бедна. Богатые ссылаются на остров и часть их имущества конфискуется. Если результатом выпитого лекарства явится смерть матери и ребенка, то виновный наказывается смертью». Тем не менее, вытравливание плода стало обычным делом для римских нравов и проводилось почти открыто

Именно в этих государствах зародились первые половые реформы и программы сексуального совершенствования. Так, например, Платон считал, что войско необходимо составлять из пар возлюбленных, ибо на глазах у любимой оставить поле брани солдату будет недостойно, а позднее он ратовал за сублимацию половых процессов в духовные идеи. Эти тезисы его учения впоследствии развили Ницше и Фрейд. Император Клавдий Второй в III веке нашей эры запретил воинам жениться, заводить семью. Он считал, что молодые люди, имеющие любимых, будут хуже проявлять себя на поле брани.

Поддерживая Эпикура, который по гигиеническим соображениям высказывался вообще против половых сношений, некоторые последователи неоплатонизма того времени ратовали за подавление половых чувств, объявив их вредными для здоровья. Предполагалось, что воины будут сильнее и решительнее в баталиях, если исключат из своей жизни сексуальное общение. Последствием такого взгляда на половые взаимоотношения стало поощрение воздержания – так называемый армейский аскетизм.

Гиппократ рекомендовал половые сношения в браке и подчеркивал вредное влияние полового воздержания. Демокрит сравнивал половые наслаждения с временным апоплексическим припадком, а Антисфен называл любовь ошибкой природы.

Особенности сексуального поведения того времени достаточно широко освещены в различной литературе. Философские подходы мыслителей древности свидетельствуют, что многообразие сексуального поведения определяется индивидуальными пристрастиями каждого человека. Такое положение было естественным в пантеоне богов и закономерно перебросилось на людей, им поклоняющимся. Одновременно имел место обратный процесс: античные боги наделялись популяционными стандартами сексуального поведения, отчего эти стандарты получали сакральную поддержку в культах. Некоторые исследователи находят иллюстрацию этого тезиса в популяционных различиях сексуальных сценариев. Например, древние греки предпочитали вентродорсальную верхнюю коитальную позицию, римляне – вентровентральную нижнюю, а жители Северной Америки – миссионерскую, то есть вентровентральную верхнюю.

Страница 57