Размер шрифта
-
+

Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности - стр. 56

По вечерам дорогих куртизанок можно был встретить на улицах Рима, перемещавшихся в особых носилках – октафорах, носимых восемью слугами. Другие прогуливались пешком с веером в руке, в сопровождении рабов для исполнения поручений. Сеанс любви можно было получить прямо в носилках, задернув занавесь. Замужние женщины, следуя примеру куртизанок, также обзаводились носилками. Женская проституция дополнялась мужской. По закону она запрещалась только римским гражданам. В зависимости от возраста, мужские проститутки именовались: pathici, ephebi, gemelli. Пальцы этих юношей были сплошь унизаны кольцами, тоги изящно задрапированы, волосы расчесаны и надушены, а лицо испещрено маленькими черными мушками. К другому типу принадлежали мужчины, старавшиеся подчеркнуть свою силу и атлетическое телосложение. Обычно это были гладиаторы или рабы. Именно среди них знатные римлянки искали себе любовников. В шестой сатире Ювенал описывает таких римлянок, ищущих любовных утех с гладиаторами, комедиантами и шутами.

Картину римских нравов дополняет историк IV века н. э. Аммин Марцелин: «Возлежа на носилках, вельможи объезжают улицы, сопровождаемые рабами и шутами. Впереди выступают закопченные дымом повара, за ними идут рабы, прихлебатели, шествие замыкают евнухи с бледными лицами. Едва зайдя в баню, если здесь случайно находится какая-нибудь старуха, в былое время торговавшая телом, богачи бегут к ней и пристают с грязными ласками. Народ не лучше сенаторов. Он пьянствует, играет в карты и погружается в разврат. Привлеченные запахом яств, эти властители мира бросаются в столовую своих хозяев вслед за женщинами, кричащими, как голодные павлины».

Единственной целью римлян становились удовольствия, празднества, цирковые игры, еда и разврат. Как писал Ювенал: «Чуждые нравы пришли вместе с бесстыдной корыстью, и расслабляющее богатство гнусной роскошью сокрушило нам жизнь».

Брак без власти мужа (sine manu) становился общеупотребительным. Супруги по новым законам были равноправными субъектами. Старые традиции отходят в прошлое, раньше невеста не сама переступала порог дома мужа, а ее переносил муж. «Видимо, это отголосок древнего похищения сабинянок: ведь первые жены римлян были похищены и не сами вошли в дом, так и покинуть его могут, только если их к этому вынудят», – писал Плутарх в «Римских вопросах».

При совершении брачного обряда невеста говорила: «Где ты – мой Гай, там и я – твоя Гая!» Смысл этих слов был: «Где ты – хозяин, там и я – хозяйка!» Имена Гай и Гая использовались как самые ходовые. В соответствии с новыми законами, женщина становилась независимой, т. е. эмансипировалась от мужа. По древним римским законам муж, заставший свою жену с любовником, был обязан убить и ее, и любовника. В противном случае, он сам осуждался за сводничество (lenocinium). В позднее время нравы значительно смягчились. По закону Августа от 18 году н. э. «Об обуздании прелюбодеяний» (Lex Iulia de adulteriis coercendis) муж обязан был донести об измене в магистрат и развестись с женой. Любовникам устанавливалось наказание в виде ссылки на острова (relegatio in insulam). Чтобы обойти закон, почтенные римские матроны стали регистрироваться проститутками, получая, таким образом, разрешение на легальный разврат (licentia sturpi). Теперь перед римской женщиной встал непростой вопрос о том, как избежать нежелательных последствий своего блуда. Римлянки знали о существовании «залетных дней», применяли они и прерванное половое сношение. У врача Сорана можно прочитать о вагинальных тампонах, пропитанных неким клейким веществом, замедляющим скорость сперматозоидов и стягивающим шейку матки. Другие, рекомендуемые римскими эскулапами меры, были явно неэффективны. Так Аэтиос из Амиды рекомендовал кусок утробы львицы в шкатулке из слоновой кости, по рецепту Плиния применялся мышиный помет в виде жидкой мази и смазывание бедра женщины кровью, взятой из клещей на коже дикого черного быка. Больший эффект давали альтернативные формы сексуальной близости, широко практикуемые в Риме. Об этом упоминается в «Послании к римлянам» апостола Павла: «Бог отдал их в жертву позорным страстям потому, что женщины изменили природный способ сношения с мужчиной другим, который противен природе. Равным образом и мужчины отказались от естественного способа сношения с женщиной и воспылали порочной страстью друг к другу». Широко применялись и аборты. Обычно изгнание плода осуществлялось путем применения плодогонных средств. Если эти средства оказывались неэффективными, приходилось прокалывать плод смертоносным железным стержнем.

Страница 56