Размер шрифта
-
+

Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности - стр. 46

Воинами, скотоводами и охотниками в этот период были почти все мужчины племени, и их сексуальное поведение отличалось групповым однообразием, свойственным культурным изолятам. Спаривание между мужчинами и женщинами осуществлялось по мере возникновения потребности, причем право выбора партнера всегда оставалось за женщиной. Нередко в этих вопросах решающим было мнение сообщества, позднее – старейшины и вождя племени. При этом право обладать женщиной доставалось, как правило, самому сильному, быстрому и ловкому, то есть предполагало конкуренцию мужчин. Позднее женщина становится активной участницей брачных ритуалов и получает возможность влиять на исход этих турниров.

До наших дней на островах Фиджи всякая женщина добровольно становится жертвой того, кто поймал ее во время состязаний в беге. Р. Тэннэхилл описывает племена, где существовал обычай, согласно которому все мужчины одинакового возраста женились в один и тот же день, причем каждый из них должен был поймать в темноте одну из девушек, которая и становилась его женой.

Отождествление половых атрибутов (например, фаллос – стрела, женское лоно – рана, женщина – дичь и т. д.) и самого сексуального действия (брачные отношения – охота) с «военизированными» элементами и охотой отмечается в ряде исследований российских ученых. Достаточно вспомнить сказку о «Царевне-лягушке», русскую свадебную лирику и былины о богатырях или калядковый репертуар славян, в котором «добрый молодец едет за куницей (серной, лисицей), а та оказалась девицей». В тюрских языках «АТА» – самец, отец, при «АТ» – стрелять. «АНА» – самка, мать при «АН» – дичь.

Естественность отношений между людьми поощрялась подобными ритуалами, однако наивная радость полового инстинкта уже тогда регламентировалась установлением племенем социального контроля над биологическими влечениями. Именно в борьбе между складывающимися социальными установками и животными инстинктами формировался сам человек.

Объективная необходимость установления контроля над «животными» чувствами проявилась в различного рода табу – первых регуляторах инстинктивного поведения. Контроль выражался в коллективной воле рода, определявшей систему запретов и норм, нарушение которых сурово каралось.

Табу, запреты и предписания в половой сфере тогда действовали несколько неординарно. Акты оплодотворения, например, не только поощрялись, но и производились демонстративно, спаривание происходило при полном равноправии самца и самки. Удовлетворение половой потребности, по образному выражению И. Блоха, «производилось без всяких стеснений, как еда и питье». Не омраченные страхом заражения венерическими заболеваниями женщины отказывались от половой жизни только в период беременности или кормления, а мужчины удовлетворяли свои потребности с другими из них, не задумываясь о нравственных правилах и супружеских обязанностях. Первобытный человек не стыдился своего тела, поэтому совершенно непредвзято воспринимал наготу соплеменников. Жители бассейна Амазонки целенаправленно вели полигамный образ жизни, так как считали, что этим улучшают здоровье своих будущих детей, показало исследование антропологов из Университета Миссури. Иметь много половых партнеров считалось нормальным и для мужчин, и для женщин. Такие необычные социальные нормы были связаны, прежде всего, с неверными представлениями о зачатии ребенка. Женщины полагали, что, вступая в связь со многими мужчинами, они «обобщат» их лучшие качества в своих детях. Отцами ребенка считались все партнеры женщины, а она надеялась, что ребенок получит силу от сильного партнера, а ум от интеллектуально развитого. Все «отцы» принимали участие в воспитании ребенка. Если же женщина теряла основного сексуального партнера, кормильца семьи, то дети «переходили» вместе с матерью к следующему «отцу». Мужчины также пользовались этой системой; имеются основания полагать, что у братьев в семьях было принято обмениваться женами для закрепления родственных уз.

Страница 46