Размер шрифта
-
+

Секреты музыки - стр. 2

Американские учёные лаборатории Jet Propulsion в Пасадене открыли феномен «звукосвечения». Направляя мощные ультразвуки в стеклянный сосуд с водой, они увидели, как образуются крошечные пузырьки, излучающие голубоватый свет. Этот феномен доказывает реальность физического воздействия звуков на материю, причём не только слышимых, но и тех, которые человеческое ухо не способно воспринимать.

Вместе с тем музыка не только оказывает воздействие через ухо, но может непосредственно проникать в тело в виде звуковых волн. Вибрационная природа звуков и музыки создаёт язык, который понимают наше тело и сознание. При этом слово «язык» здесь означает не слова, а информацию. Кстати, слово «информация» происходит от латинского «informare», что значит «форма». Иначе говоря, музыка – это процесс смены акустических форм. Если бы мы увидели формы, создаваемые музыкой, мы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками. Изучение форм, создаваемых музыкой, называется киматикой. Учёным удалось уже собрать множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическая стружка или песок. Эти исследования показали, что музыка действительно создаёт некую разновидность языка. При этом порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Такое отождествление музыки с языком открывает науке новые возможности для понимания её влияния на мозг.

Любая звуковая вибрация состоит из волновых форм. Чем выше частота, тем выше звук. Нормальная зона восприятия звука для человека – от 20 до 20 тысяч Гц. Некоторые люди слышат звуки выше 20 тысяч Гц, но очень мало кто слышит звуки ниже 20 Гц. Используя разные частоты, можно вызвать резонанс в тех или иных частях тела, активируя различные процессы.

Музыка, её ритм, тембр, тональность может значительно влиять на работу мозга. Быстрый темп вызывает усиление циркуляции крови и других жидкостей организма, меняет частоту пульса, повышает эмоциональную активность. Медленный темп оказывает обратное действие.

Была установлена и взаимосвязь между частотой звуковых волн и успешностью обучения. Доктор Лозанов из Болгарии, используя музыку с темпом 60 ударов в минуту (пример – музыка барокко), смог в ходе экспериментов добиться ускорения процесса обучения; позже в Америке его метод стал известен как метод суперобучения. Д-р Сью Чапмэн (Dr. Sue Chapman) изучала влияние музыки на недоношенных детей. Одной группе младенцев шесть раз в день проигрывали «Колыбельную» Брамса, а другая группа не слушала никакой музыки. Новорождённые, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше «немузыкальных» детей.

Страница 2