Размер шрифта
-
+

Секреты музыки - стр. 4

Музыка не просто присутствует в нашей жизни – она ещё и свидетельствует о скрытых в нас процессах, которые мы можем либо организовывать в стройную картину, либо отпускать в свободное бесконтрольное плавание. Слышащий – да услышит.

Полина Маратова, журналист, г. Новосибирск, в газете «Мысли и здоровье», 7/2009

Всё сущее есть музыка

Зачем человеку музыка?

Ни у кого не возникает сомнения, что ребенка надо учить читать, считать, писать. Сегодня уже с детского сада начинается обучение иностранным языкам. Но когда заходит разговор об изучении языка различных видов искусств, то сразу возникает вопрос: зачем. А действительно, зачем? Так ли уж необходимо понимать, например, язык музыки каждому человеку?

Зачем человеку музыка? Такой вопрос я задавала студентам, школьникам, взрослым. Ответы располагаются в следующей последовательности: музыка необходима для развлечения, для изменения настроения. Некоторые отмечают лечебные функции музыки. О главном – духовном – воздействии музыки ответов нет. Один третьеклассник на уроке музыки в школе на вопрос «почему ты не поешь?» ответил: «Кому нужна ваша музыка? За нее деньги не платят». Восьмиклассники о серьезной музыке говорят: «Она, конечно, нужна, но только тем, кто ее понимает, кто любит ее слушать. Но это не наша музыка».

В связи со стремительным развитием техники, с экономическим кризисом в конце ХХ столетия объяснить людям с рациональным складом мышления необходимость эстетического воспитания становится все труднее и труднее. Данная статья – это результаты поиска ответов на вопрос, зачем нужна музыка, это анализ и синтез моих теоретических и практических исследований.

Технократизм в образовании разрушает эмоционально-ценностную сферу личности. Примитивная эмоциональная сфера, духовная инертность постепенно порождают в человеке жестокость, равнодушие, ограничивают круг радостей. Искусство, призванное развивать, расширять духовную основу человека, становится необходимым лишь как развлечение, ставится в один ряд со зрелищами.

В. Ашкенази, пианист, дирижер, на вопрос корреспондента газеты «АиФ», не идет ли все к тому, что масскультура окончательно выживает классическую музыку, отвечает: «Думаю, что эти опасения имеют под собой достаточную базу. Как показывает история, большинство людей всегда предпочитало идти по легкому пути. В том числе и по отношению к искусству. Гораздо легче слушать… поп-звезд, потому что процесс восприятия этой музыки не требует никаких усилий, ни умственных, ни духовных. Да и эмоции она затрагивает самые примитивные. Это культура для ленивых, мы называем её down-market…» («Аргументы и факты». 47/2002, с. 16).

Страница 4