Съедобная история человечества. Еда как она есть – от жертвоприношения до консервной банки - стр. 9
Кукуруза также фигурирует в мифологии южноамериканских инков. Согласно легенде, в древние времена люди жили как дикие животные, около озера Титикака. Бог солнца, Инти, сжалился над ними и отправил своего сына Манко Капака и его дочь Мама Окло, которые были также мужем и женой, обучить их. Инти дал своим посланцам золотую палку, которой, воткнув в землю, можно было проверить ее плодородие и способность к культивированию кукурузы. Кроме того, они должны были найти подходящее место для основания государства и обучить людей правильному поклонению богу солнца. Поиски, наконец, привели их в долину Куско, где золотая палка исчезла в земле. Это был знак, что они достигли цели. Манко Капак научил людей земледелию и ирригации, Мама Окло обучила их прядению и ткачеству – так долина стала центром цивилизации инков. Кукуруза была возведена в ранг священной еды инков, хотя картофель также составлял большую часть их рациона.
Свое место в мифологии занял и рис. В Китае, например, существует миф о том, как рис спас человечество от голодной смерти. Согласно ему, богиня Гуань Инь, пожалев голодных людей, сжала одну грудь и наполнила своим молоком пустые рисовые колоски, в которых после этого появились рисовые зерна. Затем она сжала другую грудь, и потекли из нее кровь и молоко. Так, гласит легенда, возникли красные и белые сорта риса. В другой китайской легенде рассказывается о большом потопе, после которого осталось очень мало животных для охоты. Когда люди искали еду, они увидели, что к ним идет собака с хвостом из длинных желтых растений. Из семян этих растений они получили рис и таким образом избавились от голода навсегда. В Индонезии и на всех островах Индокитая поклоняются красивой и добродетельной богине Деви Шри, которая защищает людей от голода. По одной из легенд, Деви Шри домогался царь богов Батары Гуру. Чтобы избавить красавицу от его посягательств, другие боги убили ее. Когда Деви Шри была похоронена, рис вырос из ее глаз и груди. Раскаявшись, Батара Гуру отдал рис людям.
А вот сказка о сотворении мира шумеров – древних людей, населявших территорию современного Южного Ирака. Она относится к временам после создания мира богом Ану, когда люди уже появились, но сельское хозяйство было им не известно. В это время не было еще Ашнан, богини зерна, и Лахар, богини овец; еще не появились Тагтуг, покровитель ремесленников, Мирсу, бог орошения, и Сумуган, бог скота. А это значит, что некому было помочь людям, которые ели только траву и пили только воду. Но еды не хватало и самим богам. Чтобы они не испытывали страданий от голода, были созданы богини зерна и стада. Но даже они не могли насытить богов. И только с появлением цивилизованных людей, которые сумели одомашнить животных и растения и которые в знак почтения были обязаны делать регулярные подношения богам, аппетиты последних были, наконец, удовлетворены. Эта сказка сохранилась в народной памяти вплоть до эпохи земледелия, когда люди были еще собирателями. Точно так же в шумерском гимне богине зерна описывается варварский век, предшествовавший эпохе цивилизации, которую, как считали шумеры, открыла богиня зерна.