Сделай это неправильно - стр. 17
Но на том сдвоенном занятии для слушателей ICIC я решила воспользоваться ситуацией и провести небольшой эксперимент на тему «Как одежда влияет на статус человека». Первое занятие я провела в своей обычной одежде и обуви, а в перерыве скинула туфли и надела красные кеды Converse. Только представьте: на мне был темно-синий костюм Hugo Boss, белая шелковая блуза и красные подростковые кеды. Коллеги очень странно смотрели на меня, когда я шла в таком виде в класс. Часто очень трудно понять, интересует ли студентов тема занятия и нравится ли им, как оно проходит. Но я смогла ощутить большую разницу между частями того сдвоенного семинара: когда я была в красных кедах, слушатели показались мне более внимательными и вдумчивыми, больше смеялись. Вероятно, отчасти эта разница вызвана не только обувью, но и ее влиянием на меня. Я понимала, как выгляжу со стороны, но мне не было неловко. Наоборот: я чувствовала себя увереннее, чем на первой части семинара. Я преподавала принципиально новый материал, но все же испытывала бóльшую уверенность в его эффективности, бóльшую уравновешенность и хладнокровие при ведении дискуссий и больший профессионализм при переходах от одной темы к другой.
В конце обеих частей занятия я просила слушателей ответить на несколько вопросов, касающихся моего профессионального статуса и компетенции: какое, по их мнению, у меня положение в Гарвардской школе бизнеса, какова вероятность того, что мое исследование попадет в Harvard Business Review, и т. д. Интересно, что слушатели приписали мне более высокий статус, когда на мне были красные кеды. Также они решили, что я, как консультант, имею разряд выше, чем он есть на самом деле. И все это благодаря «бунтарской» обуви.
Когда я вернулась после занятий в свой кабинет, то подумала, что этими результатами стоит поделиться – и устроила эксперимент. Я пригласила коллег выполнить задание, которое большинству из вас показалось бы трудным (во всяком случае, без нескольких кружек пива): спеть перед всеми песню Journey «Don't Stop Believin»[21]. Перед этим «шоу» я попросила половину слушателей сделать то, что заставит их испытывать неловкость, – повязать на голову бандану (как я ожидала, она должна была послужить символом нонконформизма – аналогом моих красных «конверсов»). Вторая половина бандану не надевала. С помощью функций системы караоке я измерила точность попадания моих коллег в ноты, а еще – частоту сердечных сокращений. Так вот, коллеги в банданах пели лучше, их сердечный ритм был значительно медленнее, и они сообщили, что чувствовали себя увереннее.