Самые известные храмы Санкт-Петербурга - стр. 38
Первоначально здесь на средства лесопромышленника и мецената И. Ф. Громова была построена часовня, проект которой выполнил архитектор Леонтий Бенуа. Ее установили сразу же после убийства, а в 1883 году, когда был заложен собор Воскресения Христова, часовню снесли и разобрали[50].
Новый император Александр III, сын погибшего царя, лично рассматривал проекты будущего храма. Он хотел, чтобы в память об отце построили не просто церковь, а мемориал, выполненный в стиле русского культового зодчества XVII века. Дважды проходили конкурсы, на которых лучшие архитекторы представляли свои работы. В результате предпочтение было отдано проекту Альфреда Александровича Парланда, академика архитектуры, профессора Академии художеств, и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, который в свое время учился в Академии художеств. Сам отец Игнатий утверждал, что во сне ему явилась Богоматерь и поведала, каким должен быть храм в память об убитом императоре. Проснувшись, он сделал наброски плана, которые потом были использованы при создании проекта собора[51].
Для сооружения храма на берегу канала требовалось особое инженерное решение, чтобы избежать проникновения воды. Авторы отказались от использования свай; впервые в градостроительстве под всей площадью здания соорудили бетонное основание, а для колокольни был сделан выступ, на 8 метров выдвинутый в воды канала. Строили собор очень долго, освящение его произошло уже при внуке Александра II, императоре Николае II, 19 августа 1907 года. По замыслу Парланда храм должен был напоминать собор Василия Блаженного в Москве. Яркий, красочный, с окнами, обрамленными мраморными резными колоннами, фигурными наличниками, многоцветными кокошниками, облицованный глазурованным кирпичом, мрамором, опоясанный фарфоровым и керамическим орнаментом, узорчатыми изразцами, шатровый храм Воскресения действительно напоминает шедевр Бармы и Постника. Но главным украшением фасадов является изумительная мозаика, из нее выполнены и изображения гербов русских городов, губерний, уездов, а также панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников, расположенные на каждом из четырех фасадов. В нишах установлено двадцать гранитных досок, надписи на которых рассказывают об истории России в период правления Александра II.
Интерьеры храма своим великолепием не уступают внешнему облику. Главное в них – это мозаичное убранство. Общая площадь мозаик составляет около 7000 квадратных метров. Мозаика покрывает пол, стены, своды, колонны, поэтому собор иногда называют «музеем мозаики»