Самые известные храмы Санкт-Петербурга - стр. 40
Воскресенский собор называют Смольным в память о том, что в петровское время здесь, вдали от городской черты, основали Смоляной двор, где гнали и хранили смолу для Адмиралтейской верфи молодого Балтийского флота. До сих пор проспект, улица и набережная, окружающие площадь, где расположен Воскресенский собор, носят название Смольных[54].
Смольный собор стал главным сооружением Воскресенского Новодевичьего женского монастыря, который начали строить по приказу императрицы Елизаветы Петровны. По преданию, государыня через несколько лет после начала своего правления задумала отречься от престола и уйти в монастырь; но ей не хотелось уезжать из столицы в дальние обители, так что она решила построить монастырь рядом с городом. Удаленный от центра Смоляной двор стал лучшим местом для осуществления идеи Елизаветы Петровны. Говорят, что была и другая причина возведения монастыря в этом тихом уголке. Еще при Петре стоял здесь Смоляной дом, на месте которого позднее построили дворец, куда и поселили во времена Анны Иоанновны молодую царицу Елизавету. Смольный дворец потом так и называли – Девичий. Долгие годы под постоянным надзором всесильного фаворита императрицы Эрнста Бирона безвыездно жила дочь Петра вдали от императорского двора. Герцог не раз сам, переодевшись в одежду простого мастерового, тайно наблюдал за Елизаветой, боясь, не готовит ли она переворот в надежде взойти на престол. Вот поэтому здесь и хотела жить императрица Елизавета – в уединении и молитвах, как прежде[55].
Строительство обители поручили выдающемуся зодчему середины XVIII века Франческо Бартоломео Растрелли. Еще молодым юношей он приехал в Петербург с отцом, известным итальянским скульптором Карло Растрелли, приглашенным Петром I на службу. Создатель великолепных дворцов: Воронцовского, Строгановского, Царскосельского, Большого Петергофского и знаменитого Зимнего, где в наши дни расположена коллекция Эрмитажа, Франческо Бартоломео Растрелли, граф и кавалер ордена святой Анны, отдавший городу свой необычайный талант, в конце жизни оказался не у дел. Забытый всеми, зодчий последние годы жил в бедности в родной Италии, вдали от города, который принес ему мировую славу и где до сих пор возвышаются его великолепные дворцы и храмы[56].
Получив высочайший заказ в 1744 году, Растрелли работал над созданием проекта будущего монастыря до 1748 года, когда произошла закладка собора. Много времени и усилий потребовалось зодчему, чтобы найти идеальное архитектурное решение ансамбля, соответствующее желанию Елизаветы Петровны, которая в конечном итоге утвердила проект. Императрица повелела строить пятиглавый храм по образцу Успенского собора в Кремле, а также возвести звонницу, подобную башне Ивана Великого в Москве и превосходившую по высоте колокольню Петропавловского собора. Замечательный замысел Растрелли реализовать так и не удалось. Гигантская 140-метровая колокольня так и не была построена. В музее Академии Художеств до сих пор хранится деревянная модель композиции Воскресенского монастыря, по которой можно судить о грандиозности замысла великого зодчего.