Самые известные храмы Санкт-Петербурга - стр. 14
Сейчас на парадной каменной лестнице, ведущей на второй этаж, где находится сам храм, можно увидеть расположенные в форме креста иконы новомучеников – канонизированных после перестройки. В центре – икона с изображением семьи Николая II Романова, последнего русского императора. По бокам – протоиерей Философ Николаевич (Орнатский), расстрелянный вместе с сыновьями, Николаем и Борисом, в Кронштадте; митрополит Серафим (Чичагов), расстрелянный в 1937 году под Москвой; святитель Тихон, Московский патриарх, осудивший власть большевиков и делавший все возможное, чтобы сохранить православие в России; Вениамин, митрополит Петроградский, расстрелянный в 1922 году в Петрограде по приговору суда; преподобный Серафим Вырицкий Чудотворец; преподобномученица Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, сброшенные заживо в шахту рудника в Алапаевске. Над ними простирает свой покров державная икона «Образ Престола Богородицы».
А рядом с иконами на стене – диптих современного художника В. Янтарева: «Две молитвы – разрешающая и разрешительная». У созерцающего эти картины создается ощущение, что он стал свидетелем трагических событий зимы 1837 года. Вот склонился над умирающим Александром Сергеевичем Пушкиным протоиерей Петр Песоцкий, принимая последнюю исповедь поэта… Последние годы Пушкин часто приходил в храм на Конюшенной площади – поэт жил неподалеку. Спас Нерукотворный стал для Пушкина поэтическим символом последних месяцев жизни. Вторая картина переносит зрителя в холодный февральский день. Запах ладана, плач, склоненные головы над гробом. Отсюда, с Конюшенной площади, везли тело русского поэта в последний путь, в Святогорский монастырь. И каждый год – в день рождения и в день смерти Александра Сергеевича – в храме звонят колокола и служатся панихиды Пушкину.
Пройдя по лестнице, посетитель попадает в храм. В самом центре алтаря, в поднебесье, – золотое солнце. Солнечный свет струится сквозь желтое полукруглое стекло под куполом, отражается в блеске дубового паркета, в строгом мраморе сияющих колонн, в золоте резного иконостаса и ажурной оградки алтаря, в бликах огней паникадила из ста восьми свечей. У входа в храм – образы петербургских святых: Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной, под иконой которой, как и в ее часовне, на Смоленском кладбище, лежат свернутые записочки с просьбами. Здесь царит гармония торжественности и изысканности. И среди этого царства света – Образ Спаса, одна из самых необычных икон с изображением Иисуса.
Это изображение не создавалось мастерами-иконописцами, поэтому и названо нерукотворным. Давным-давно, еще при Иисусе, в городе Едессе правил князь Авгарь, страдавший проказой. Прослышав о Христе и свершаемых им чудесах, князь послал известного живописца Анания с письмом, в котором умолял Иисуса посетить Едессу. А еще он наказал художнику запечатлеть Спасителя, чтобы иметь утешение в болезни. В Иерусалиме бедный Ананий не мог написать изображение, сколь ни старался: Иисуса все время загораживали ученики или толпящиеся рядом люди; увидев мучения художника, Христос подозвал его к себе. Художник рассказал Иисусу о наказе Авгаря; Спаситель улыбнулся, велел принести воду и полотенце, умылся, отер лицо – и отдал ткань изумленному Ананию; на полотенце запечатлелся лик, словно прорисованный красками. Князь Авгарь, получив облегчение в болезни, тут же велел убрать с городских ворот идола и поставить на его место икону Спаса Нерукотворного: полотно, положенное на доску, украшенную драгоценными камнями и золотом. Жители Едессы веками хранили обычай кланяться образу, проходя через ворота; но один из правителей решил снять икону с городской стены. Тогда Христос явился во сне епископу и повелел скрыть образ. Позвав с собой преданных священников, епископ ночью пробрался к стене и зажег перед иконой лампаду, а затем укрыл образ глиняной доской и заложил кирпичами. С той поры народ надолго забыл о святыне, пока в VI веке не осадил Едессу персидский царь. Казалось, что город придется сдать врагу; но епископ увидел вещий сон, повелевающий достать образ Спасителя, замурованный в стене. Каково же было изумление людей, когда, разобрав кирпичи, они увидели горящую лампаду перед Образом и изображение Спаса, отпечатавшееся на глиняной доске. Горожане совершили вокруг стен города крестный ход – и предсказание Богородицы сбылось: персы отступили.