Размер шрифта
-
+

Самые известные храмы Санкт-Петербурга - стр. 13

В 1817–1823 годах этот храм по приказу Александра I начали перестраивать за казенный счет. Храм принадлежал царскому двору, как и Конюшенное ведомство, и не отвечал новым требованиям облика столицы. Молодой император уделял много внимания городскому строительству; при Александре I в городе было создано множество знаменитых дворцов и храмов.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа


Проект нового храма был разработан Василием Петровичем Стасовым. Коренной москвич, ученик великого зодчего Василия Баженова, он по высочайшему указу обучался архитектурному мастерству в Париже и Риме, был объявлен членом Римской Академии Святого Луки и Петербургской Академии художеств. С 1811 года Стасов работал в Петербурге. Вся его жизнь была неразрывно связана с этим городом: и творчество – знаменитые храмы зодчего, триумфальные арки, украшающие город до сих пор, и жизнь – любовь 48-летнего архитектора и 19-летней красавицы Марии Сучковой, счастливый брак, рождение шестерых детей.

Еще раз церковь перестраивалась в 1857–1860 годах. Проект поручили архитектору Конюшенного ведомства Петру Садовникову. Участие в реконструкции Конюшенной церкви стало главным делом всей его жизни и прославило мастера. Петр Семенович был крепостным княгини Голицыной. По приказу княгини он учился в Академии художеств в Петербурге, но не сумел завершить образование, потому что хозяйка отозвала его и велела возводить имения для своей дочери. Почти тридцать лет крепостной прожил вдали от Петербурга. Самым радостным событием этого периода стала его женитьба на дочери купца Анне Шмидт, которая согласилась из любви стать крепостной. После смерти княгини Петр получил вольную и уехал с семьей в Петербург, где проектировал загородные особняки вельмож, а затем поступил на службу в Конюшенное ведомство[15]. Занимаясь реставрацией Конюшенной церкви, Петр Садовников расширил храм, достроил стену и добавил окон на главном фасаде, превратил парадный портал Стасова в псевдопортал. Но храм не потерял своего величия, его внешний облик стал ярче, самобытнее.

Как и во времена Стасова, фасад храма украшают барельефы – «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение креста», выполненные известным скульптором Демут-Малиновским в 182 2 году. Они рассказывают о последних днях земной жизни Христа. Торжественный вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Моление о чаше в Гефсиманском саду, Отречение апостола Петра, Гибель Иуды, суд Пилата, крестный путь на Голгофу.

С приходом советской власти храм был разграблен, а вскоре, в 1919 году, закрыт, несмотря на усилия протоиерея Федора Знаменского, всячески пытавшегося уберечь Конюшенную церковь. Памятная доска на первом этаже храма напоминает о том, что «в 1933–1990 годах здесь располагался клуб конного отряда ГПУ, а затем – 28-го отделения милиции и НИИ «Гидропроект». Библиотека храма и архив были уничтожены, колокола – отправлены на переплавку. Когда в 1991 году храм был возвращен РПЦ и началась реставрация, первые прихожане были потрясены: на месте иконостаса висел портрет Ленина, на стенах – лозунги, а в алтарной части располагались туалеты. В Божьем храме проводились допросы, составлялись протоколы, оформлялись приговоры

Страница 13