Самоосвобождающаяся Игра - стр. 109
Пять мудростей игры
Начнем с того, что разберемся с самим словом «эмоция» (от лат. emotio – потрясаю, волную)! «Э» означает «наружу», «моция» означает «движение». Получается – «движение наружу»! Итак, «…пять органов чувств и их объекты – вот те принципы, на которых построена Вселенная мира явлений»[714]. И чтобы «оседлать» это неумолимое движение, нам следует узнать соответствующую каждой из этих пяти эмоций мудрость. То есть войти в самое сердце «эмоционального торнадо». Следовательно, нам нужно начать работать с объектами, которые повышают наши эмоциональные реакции.[715] Но внимание! Говоря это, Мастер дает нам мощные техники, позволяющие увидеть суть того, что происходит в этот момент. «Снимите с тантрической йоги ее вуалирующую терминологию, и останется простая техника медитации: стимулируйте желание, а затем используйте его как объект для медитации, и оно превратится в осознанность – поле пустоты и чистого удовольствия»[716]. Или чуть иначе: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения».[717]
С помощью этой глубокой системы методов, которую Гурджиев и Успенский, например, называют «психотрансформизмом», человек-играющий открывает для себя женский аспект игры и начинает понимать, что эмоция, как, собственно, и играющий с ней темперамент[718] – это чистая энергия, т. е. неоформленное, иллюзорное образование[719], которое не имеет ни определенной фактуры, ни определенного цвета, и про нее вообще ничего определенного сказать нельзя, точно так же как о демоне игры, его стране и о столь пугающих козырях. Одним словом, «…о чем бы сейчас ни зашла речь – о гневе, влечении, невежестве или смятении, мы не морализируем, не пытаемся отличить хорошее от плохого. Мы говорим о ярчайшей энергии. Вся наша жизнь полна этой необычайной яркости – яркой скуки, яркой злости, яркой влюбленности, яркой гордыни, яркой ревности. В жизни гораздо больше этой энергии, чем созданного ею добра и зла»[720].
Итак, истинная природа эмоции – это открытое, ясное, безграничное пространство, пространство зрителя, и когда мы осознаем это, мы освобождаемся от ее мучительной власти, овладевая при этом основой выразительности артистического искусства! И как же практически начать работать с этими «священными чудовищами»? Для работы с этими мощными сгустками энергии, тотально жадная до работы Сверхмарионетка во мне использует буддийский метод, который называется – ткацкий станок! Его суть в интеграции любых эмоциональных переживаний с целостной, Виртуальной Позицией Ума