Русский Микеланджело - стр. 6
В Жене прекрасно уживались эрудированный интеллигент, озорной юноша и раздражительный хулиган. Среди ребят надо было утвердиться силой, выносливостью. В характере Евгения появились черты нетерпения и резкости, переходящие иногда и в грубость. Но когда он приходил домой, общался с горячо любимой матерью, то становился мягким, покладистым и доброжелательным.
Самым любимым его занятием было рисование и лепка из мякиша хлеба. Здесь он забывал обо всем, тепло улыбаясь матери счастливой улыбкой, губы наливались и полнели, лицо передавало безмерную радость и великое удовольствие. Учась в средней школе, Евгений все свое свободное время отдавал лепке. В ранних его ученических работах уже сказывался темперамент скульптора, стремление передать романтику и жизненную экспрессию изображаемых событий.
После окончания школы Евгений поступил учиться по совету матери в Ростовскую художественную школу.
Четыре года он учился у превосходных педагогов и художников – реалистов А.С. Чиненова, А.И. Мухина. Здесь его научили работать с камнем, чувствовать его, понимать его силу, нрав. Когда резец врезается в него, то сам камень подсказывает и поддается. Материал камня становится тусклым, неживым, если резчик не понял камня, не уловил настрой, не передал камню свою любовь и поклонение.
Широко известно высказывания Микеланджело:
В каждом камне заключена статуя, нужно только уметь убрать все лишнее и, извлечь ее на свет!
Камень отзывается на любовь и умение! За камнем надо ухаживать, закрывать его на ночь и если полная луна бросит на камень свой луч, то он непременно отзовется появлением трещины.
Камень может разговаривать с мастером. Послушай, как он отзывается, когда по нему ударяют?
Камень является не царем, а богом!
Именно в Ростовской художественной школе Вучетич определился в непреклонном желании стать скульптором.
Жить и учиться было сложным. Что такое труд, искусство, Вучетич постиг одновременно, еще, будучи подростком: приходилось учиться и подрабатывать на холст и краски, а иногда и на кусок хлеба – страна переживала нелегкие годы. Несмотря на все трудности, юноша понимал, что жизни без искусства для него нет.
Что такое борьба в искусстве, он узнал, будучи учеником Ростовской художественной школы.
Навсегда в его душе сохранилась трогательное чувство сыновней привязанности к директору школы, в прошлом передвижнику, Андрею Семеновичу Чиненову, который внушил, что скульптура не праздное развлечение.
Еще в конце 1914 года А.С. Чиненов получил разрешение Российской академии художеств на открытие в Ростове-на Дону самостоятельной, частной художественной школы Донпрофобра. Учитывая заслуги Чиненова в деле художественного образования, он был назначен заведующим. В 1928 г. школа получила название художественно – промышленного техникума. В последующем техникум был преобразован в Ростовское художественное училище. А.С. Чиненов, выпускник Московского Строгановского училища – замечательный рисовальщик, живописец, участник многих выставок, выдающийся педагог. Методы его преподавания неоднократно отмечались Российской академией художеств, а в 1900 году на всемирной выставке в Париже были удостоены почетного диплома и бронзовой именной медали. Рядом с ним по жизни, творческой и педагогической деятельности была его жена Мария Михайловна – скульптор, рисовальщик, живописец. Художественная школа дала миру, стране замечательных художников: Е.В.Вучетича, С.Г. Королькова, иллюстратора «Тихого Дона» М.А. Шолохова и других.