«История древней философии» и «Августин
[84] и средние века», а также Фуллье
[85] – «История схоластики», осуществленные слушательницами Санкт-Петербургских женских курсов под руководством А. И. Введенского
[86]. Таким же образом студентами Санкт-Петербургского университета был сделан перевод книги Фалькенберга
[87] «История новой философии : от Николая Кузанского
[88] (XV в.) до настоящего времени», вышедший в 1894 г.
[89] А. И. Введенский неоднократно редактировал переводы трудов В. Виндельбанда. Среди них перевод Н. Н. Платоновой
[90] книги «Философия Канта : (Из истории новой философии Виндельбанда)»
[91], а также «История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками»
[92], «История древней философии с приложением Истории философии средних веков и эпохи Возрождения»
[93]. В 1901 г. выходит книга Декарта «Метафизические размышления»
[94], перевод которой состоялся также под редакцией А. И. Введенского, причем он же написал и вступительную статью, в которой дал характеристику картезианскому рационализму, рассмотрев его с точки зрения критической философии. Редактировал А. И. Введенский и издания работ, посвященных вопросам психологии. Например, в 1895 г. вышла книга Гербарта
[95] «Психология» с предисловием А. И. Введенского
[96]. Редактировал он переводы трудов таких психологов, как Бине
[97], В. Анри
[98], Куртье
[99], Филипп
[100], осуществленные Е. М. Максимовой
[101].
Речь А. И. Введенского, произнесенная на открытии Философского общества, была в том же 1898 г. опубликована в журнале «Вопросы философии и психологии»[102] и тогда же издана отдельной брошюрой. В данной статье Александр Иванович рассказал о сложном пути становления русской национальной философии, о том, что русским мыслителям пришлось претерпеть и притеснения, и запреты на преподавание своего предмета в учебных заведениях. Однако даже при всех этих сложностях русская философия сумела пробить себе дорогу, вырасти, так что теперь она представляет собой весьма значительное явление в истории мировой философии.
А. И. Введенский в своей статье разделил историю русской философии на три периода. Первый он назвал подготовительным. Он начался с открытия Московского университета. Там сначала господствовала вольфианская философия[103], затем преобладал Вольтер. Творчество великого философа Григория Сковороды[104], по мнению А. И. Введенского, прошло бесследно для русской философии, поэтому в умах тогда воцарился идеализм.
Второй период начался тогда, когда появилась еще и духовная философия, когда, кроме Ф. А. Голубинского