Русский кантианец
1
Неокантианство (неокритицизм) – преимущественно немецкое философское течение конца XIX – начала XX вв., ставившее своей целью возрождение ключевых кантовских идейных и методологических установок.
В России к неокантианству принадлежала группа мыслителей, объединявшихся вокруг журнала «Логос» (1910): С. И. Гессен (1887 – 1950), А. Ф. Степун (1884 – 1965), Б. В. Яковенко (1884 – 1949), Б. А. Фохт (1875 – 1946).
Принадлежность А. И. Введенского к неокантианству можно принять с оговоркой, что его философские построения представляют собой оригинальную интерпретацию кантовских идей в рамках собственной системы, которая по своим методологическим установкам сближается с аналитической философией.
Аналитическая философия – в широком смысле слова – способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости, осторожное отношение к широким философским обобщениям, всевозможным абстракциям и спекулятивным рассуждениям. Для философов аналитической ориентации сам процесс аргументации подчас не менее важен, чем достигаемый с его помощью результат. В узком смысле слова, аналитическая философия – преобладающее течение мысли в англоязычных странах ХХ в., берущее начало в работах Б. Рассела (1872 – 1970) и Л. Витгенштейна (1889 – 1951). – Ред.
2
См.: На переломе : Философские дискуссии 20-х годов. М. : Политиздат, 1990; Русская философия : Конец XIX – начало XX века : Антология : Учебное пособие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993; Смысл жизни : Антология. М. : Прогресс : Культура, 1994.
3
См.: Введенский А. И. Статьи по философии. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.
4
См.: Александр Иванович Введенский и его философская эпоха : К 150-летию со дня рождения : [Сб. науч. статей]. СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.
5
Здесь и далее философским критицизмом, или критической философией, называется философское направление, берущее начало в зрелых работах И. Канта («Критика чистого разума» 1781 г., «Критика практического разума» 1788 г., «Критика способности суждения» 1790 г.). – Ред.
6
Флоренский Павел Александрович (1882 – 1937), священник – русский религиозный философ и ученый-энциклопедист, развивавший идеи метафизики всеединства; к особенностям его мышления относятся: 1) тяга к платонизму, 2) неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, 3) включение идей и методов современного естествознания в рамки религиозного мышления. – Ред.
7
Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944), священник – русский религиозный философ и экономист, один из крупнейших представителей метафизики всеединства и софиологии. – Ред.
8
Трубецкой Евгений Николаевич (1863 – 1920), князь – русский религиозный философ, правовед и общественный деятель; последователь и друг B. С. Соловьева, брат философа С. Н. Трубецкого. – Ред.
9
Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962), священник – русский философ, богослов, педагог; автор одного из самых полных трудов по истории русской философии. – Ред.
10
Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ, поэт, публицист и литературный критик; сын известного историка С. М. Соловьева; родоначальник метафизики всеединства и софиологии в русской религиозной философии. – Ред.
11
Граф Л. Н. Толстой (1828 – 1910) вошел в историю не только как писатель, но и как создатель нового религиозного течения, получившего название «толстовство»; был отлучен от Церкви решением Святейшего Всероссийского Синода 2 февраля 1901 г. – Ред.
12
Ф. М. Достоевский (1821 – 1881) являлся представителем так называемого почвенничества; оказал сильнейшее влияние на развитие русской религиозной философии, а также философии экзистенциализма на Западе. – Ред.
13
Розанов Василий Васильевич (1856 – 1919) – русский мыслитель, прозаик, публицист, литературный критик; развивал своеобразное умонастроение, условно сопоставимое с экзистенциализмом. – Ред.
14
Чичерин Борис Николаевич (1828 – 1904) – русский правовед, философ, историк; испытал влияние гегелевской философии. – Ред.
15
Каринский Михаил Иванович (1840 – 1917) – русский философ и логик; подверг критическому разбору как эмпирическую, так и рационалистическую традицию европейского философствования; развивал самостоятельное гносеологическое и логическое учение. – Ред.
16
Лопатин Лев Михайлович (1855 – 1920) – русский философ; развивал собственную персоналистическую концепцию; ставил задачу «возрождения» метафизики на основе онтологии духа. – Ред.
17
Трубецкой Сергей Николаевич (1862 – 1905), князь – русский философ, историк философии, друг и последователь В. С. Соловьева, брат философа Е. Н. Трубецкого; развивал учение о «соборной природе сознания». – Ред.
18
В современной научной литературе в основном обозначает религиозное вольнодумство; в последние годы получило расширительное толкование в рамках концепции плюрализма, берущей начало в западных политико-правовых теориях. – Ред.
19
Апологетика (от греч. άπoλoγία – защита, оправдание; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо) – здесь в широком смысле – любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в узком – раздел богословия, имеющий целью раскрытие и обоснование истин христианской веры и опровержение неверных религиозных взглядов. – Ред.
20
Нравственное богословие – богословская дисциплина, в основе которой лежит учение о благости Божией, открываемой в тайне нравственных способностей человеческой личности, ее свободы и достоинства, ее нравственного сознания, стремления к совершенству и богоподобию. – Ред.
21
См.: Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Париж : YMCA-Press, 1950. Т. II.
22
Панморализм (греч. πãv – все, и лат. moralis – нравственный) – мировоззренческая установка, рассматривающая мораль как универсальный критерий оценки любых богословских, философских и иных истин; таким критерием обычно выступает некоторая система этических принципов, в которой субъект-носитель панморалистской установки не сомневается. – Ред.
23
Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Париж : YMCA-Press, 1950. Т. II. С. 219–220.
24
Априорное (лат. а priori, букв. – из предшествующего) – философский термин, обозначающий нечто (чаще знание), не основанное на опыте и/или предшествующее ему; в философии Канта – познавательные способности субъекта, процесс получения нового знания, а также само знание, которое не зависит от опыта; противопоставляется апостериорному. – Ред.
25
Апостериорное (лат. a posteriori, букв. – из последующего) – философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori («доопытному» знанию). – Ред.
26
Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965) – философ, основатель интуитивизма в России, один из представителей русского персонализма. – Ред.
27
См.: Лосский Н. О. История русской философии. М. : Советский писатель, 1991.
28
Априоризм – термин, используемый для обозначения учения Канта о познании. – Ред.
29
Логицизм – здесь самоназвание теоретико-познавательной концепции А. И. Введенского, рассматривавшего логику в качестве фундамента познавательного процесса. В современной философии «логицизмом» называют направление в философии математики, основным тезисом которого является утверждение о «сводимости математики к логике» (Г. Фреге (1848 – 1925), Б. Рассел (1872 – 1970)). Название применялось ранее к философской системе Гегеля (сегодня чаще используется название «панлогизм»), согласно взглядам которого действительность – это мир воплотившихся идей, в силу чего логические законы являются одновременно и основными законами действительности. – Ред.
30
Гносеология (греч. γvωσiς – знание, λóγoς – учение) – теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. – Ред.
31
Лосский Н. О. История русской философии. М. : Советский писатель, 1991. С. 188.
32
Ершов Матвей Николаевич (1886 – после 1934) – историк русской философии начала ХХ в.; преподавал философию в Казанской духовной академии и Казанском университете, в 20-е гг. – профессор Дальневосточного университета. – Ред.
33
См.: Ершов М. Н. Пути развития философии в России. Владивосток : Гос. Дальневост. ун-т, 1922.
34
Там же. С. 42, примеч. 2.
35
Водзинский Евгений Иванович (1922 – 1980) – кандидат философских наук, доцент философского факультета Ленинградского государственного университета; исследователь творчества А. И. Введенского. – Ред.
36
См.: Водзинский Е. И. Русское неокантианство конца XIX – начала XX веков : Марксистско-ленинская критика онтологии и гносеологии. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1966.
37
См.: Филиппов Л. И. Неокантианство в России // Кант и кантианцы : Критические очерки одной философской традиции. М. : Наука, 1978.
38
Метафизика (др.-греч. τά µετά τά фυσικά, букв. – то, что после физики). Термин вошел в философский обиход благодаря Андронику Родосскому (I в. до Р. Х.). О происхождении и значении термина см. в главе 3 настоящего издания. – Ред.
39
Ермичев Александр Александрович (род. в 1936) – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Русской христианской гуманитарной академии. – Ред.
40
См.: Ермичев А. А. Александр Иванович Введенский – русский философ-кантианец // Введенский А. И. Статьи по философии. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.
41
Введенский был учеником М. И. Владиславлева по философии и К. Н. Бестужева-Рюмина – по истории. Владиславлев Михаил Иванович (1840 – 1890) – профессор философии Санкт-Петербургского университета, с 1885 г. – декан историко-филологического факультета, с 1887 г. и до конца жизни – ректор университета; основные работы – по логике, психологии, истории философии. Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829 – 1897) – профессор русской истории Санкт-Петербургского университета; преподавал русскую историю будущему императору Александру III и членам императорской семьи; главный вклад в науку – критическая разработка проблем источниковедения и историографии. – Ред.
42
Водовозов Василий Васильевич (1864 – 1933) – русский публицист, юрист и экономист, автор статей по социально-экономической и политической истории; участник революционного движения, Октябрьский переворот воспринял враждебно, в 1926 г. эмигрировал. – Ред.
43
Фишер Куно (1824 – 1907) – известный немецкий философ; внес значительный вклад в истолкование немецкой классической философии; автор фундаментального труда по истории рационализма нового времени «Geschichte der neueren Philosophie» («История новейшей философии» 1898 г., 3-е изд.). – Ред.
44
Лейбниц Готфрид Вильгельм, фон (1646 – 1716) – выдающийся немецкий философ, математик и общественный деятель; представитель европейского рационализма; один из создателей дифференциального и интегрального исчислений. – Ред.
45
См.: Введенский А. И. Учение Лейбница о материи в связи с монадологией // Журн. М-ва нар. просв. СПб. : Тип. В. С. Балашева и К°, 1886. Ч. CCXLIII. Янв.
46
Картезианство (от Картезий, Cartesius – латинизированного имени Декарта) – термин, используемый для обозначения взглядов Декарта и его последователей XVII – XVIII вв. в области философии и естествознания. Декарт Рене (1596 – 1650) – крупнейший французский философ, математик, естествоиспытатель; родоначальник европейского рационализма. – Ред.
47
Рождественский Василий Гаврилович (1839 – 1918), протоиерей – русский православный богослов и педагог, профессор богословия Санкт-Петербургского университета; автор работ по библеистике. – Ред.
48
Петрушевский Федор Фомич (1828 – 1904) – профессор физики Санкт-Петербургского университета; главный редактор отдела точных и естественных наук «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. – Ред.
49
Хвольсон Орест Данилович (1852 – 1934) – профессор физики Санкт-Петербургского университета; среди научных трудов наибольшее значение имеет экспериментальное и теоретическое исследование внутренней диффузии света (1886 – 1889) и режима солнечного излучения (1892 – 1896). – Ред.
50
Натурфилософия (нем. Naturphilosophie) – философия природы; умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. В древнегреческой философии в этом значении использовался термин «физика». – Ред.
51
См.: Введенский А. И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии. СПб. : Тип. В. Безобразова и К°, 1888. Ч. 1 : Элементарный очерк критической философии, исторический обзор важнейших учений о материи, учение о силах.
52
См.: Введение в философию : Лекции профессора А. И. Введенского. СПб. : Лит. Богданова, 1894.
53
Менделеева Любовь Дмитриевна (1881 – 1939) – дочь знаменитого химика Д. И. Менделеева (1834 – 1907), жена поэта А. А. Блока (1880 – 1921). – Ред.
54
Литературное наследство. Т. 89 : Александр Блок : Письма к жене. М. : Наука, 1978. С. 41.
55
Лосский Н. О. История русской философии. М. : Советский писатель, 1991. С. 188.
56
Геллер Эльяш Иосиль Зельманович (1888 – 1957) – публицист, переводчик, историк еврейской культуры и мысли; после окончания Берлинского университета жил в России, сотрудничал с журналами «Русская мысль», «Современный мир», «Северные записки»; автор книги «Личность и жизнь Канта» (1923); с середины 20-х гг. жил и работал за границей. – Ред.
57
Геллер И. А. И. Введенский как философ-учитель // Введенский А. И. Статьи по философии. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 212–213.
58
См.: Введенский А. И. Научная деятельность М. И. Владиславлева // Журн. М-ва нар. просв. СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1890. Ч. CCLXIX. Июнь.
59
См.: Введенский А. И. О пределах и признаках одушевления : Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики. СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1892.
60
Практический разум – рациональная способность, при помощи которой человек управляет своим поведением на основании принципов этики. – Ред.
61
Астафьев Петр Евгеньевич (1846 – 1893) – русский философ, психолог и публицист; один из критиков В. С. Соловьева по проблемам национального сознания и общечеловеческого идеала. – Ред.
62
Бугаев Николай Васильевич (1837 – 1903) – русский математик и философ, отец поэта Андрея Белого (1880 – 1934). – Ред.
63
Грот Николай Яковлевич (1852 – 1899) – русский философ, психолог; первоначально был близок к позитивизму и утилитаризму; в 80-е гг. перешел от критики метафизики к ее обоснованию. – Ред.
64
Радлов Эрнест Леопольдович (1854 – 1928) – философ, филолог и переводчик; в 1917 – 1924 гг. – директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки; редактор философского отдела «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. – Ред.
65
См.: Введенский А. И. Вторичный вызов на спор о законе одушевления и ответ противникам // Вопросы философии и психологии. М. : А. А. Абрикосов, Типо-лит. Высочайше утвержден. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1893. Кн. 18 (3). Май.
66
См.: Введенский А. И. О видах веры в ее отношениях к знанию // Вопросы философии и психологии. М. : А. А. Абрикосов, Типо-лит. Высочайше утвержден. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1893. Год IV. Кн. 5 (20). Нояб.
67
Каленов Петр Александрович (1839 – 1900) – поэт, переводчик; с 80-х гг. – активный член Московского психологического общества; автор статей, касающихся соотношения философии, психологии и эстетики. – Ред.
68
См.: Каринский М. И. Об истинах самоочевидных // Журн. М-ва нар. просв. СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1893. Ч. CCLXXXV. Февр.
69
См.: Введенский А. И. О Канте действительном и воображаемом : Комментарии к «Критике чистого разума» : [По поводу книги г. Каринского «Об истинах самоочевидных»] // Вопросы философии и психологии. М. : Типолит. Высочайше утвержден. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1894. Год V. Кн. 25 (5). Нояб.
70
См.: Введенский А. И. О Канте действительном и воображаемом : Комментарии к «Критике чистого разума» : По поводу книги г. Каринского «Об истинах самоочевидных». М. : Тип.-лит. Высочайше утвержден. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895.
71
Там же. С. 40.
72
См.: Введенский А. И. Учение Канта о смене душевных явлений : Ответ на защитительную статью г. Каринского // Вопросы философии и психологии. М. : Типо-лит. Высочайше утвержден. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895.
73
См.: Введенский А. И. Значение философской деятельности Н. Н. Страхова // Образование. СПб. : Типо-лит. Б. М. Вольфа, 1896. 5-й год изд. № 3. Март. Отд. II.
74
Страхов Николай Николаевич (1828 – 1896) – русский философ, литературный критик; основное философское сочинение – «Мир как целое» (1872), в котором «целостность» мира рассматривается с точки зрения примата духовного начала в отношении начала «вещественного». – Ред.
75
См.: Введенский А. И. Условие допустимости веры в смысл жизни // Журн. М-ва нар. просв. СПб. : Тип. В. С. Балашева и К°, 1896. Ч. CCCVII. Сент.
76
Оствальд Фридрих Вильгельм (1853 – 1932) – немецкий химик, один из основоположников физической химии, лауреат Нобелевской премии (1909). В 1890 г. заинтересовался взглядами на энергию как на первооснову всего физического мира; скептически относясь ко всем материалистическим концепциям, и особенно к атомно-молекулярной теории, пришел к выводу, что природные явления могут объясняться превращениями энергии. В соответствии с этим подходом он придал законам термодинамики философский статус. – Ред.
77
См.: Введенский А. И. Атомизм и энергетизм : (По поводу речи В. Оствальда «Несостоятельность научного материализма») // Северный вестник. СПб. : Тип. Маркушева, 1896. Сент. № 9.
78
Помяловский Иван Васильевич (1845 – 1916) – русский филолог и археолог; профессор римской словесности в Санкт-Петербургском университете и Историко-филологическом институте; с 1887 г. – декан историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета; состоял членом Совета министра народного просвещения и учебных комитетов Министерства народного просвещения при Святейшем Синоде и членом-корреспондентом Академии наук; с 1898 г. – почетный член Московского университета. – Ред.
79
См.: Введенский А. И. Новая постановка вопроса о самостоятельности четырех фигур силлогизма. СПб. : Тип. Имп. акад. наук, 1897.
80
Философия Бенедикта Спинозы (1632 – 1677) сочетала в себе идеи рационализма и пантеистического мистицизма. – Ред.
81
См.: Введенский А. И. Об атеизме в философии Спинозы // Вопросы философии и психологии. М. : Типо-лит. Высочайше утвержден. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1897. Год VIII. Кн. 2 (37). Март–Апр.
82
См.: Введенский А. И. Судьбы философии в России // Вопросы философии и психологии. М. : Типо-лит. Высочайше утвержден. Т-ва И. Н. Кушнерев К°, 1898. Год IX. Кн. II (42). Март–Апр.
83
Виндельбанд Вильгельм (1848 – 1915) – немецкий философ-идеалист, основатель баденской школы неокантианства. – Ред.
84
Блаженный Августин (354 – 430), епископ Иппонский, оказал огромное влияние на западную философию и католическую теологию (августинианство). – Ред.
85
Фуллье Альфред (1838 – 1912) – французский философ, историк философии; считал своей философской задачей объединить при помощи «метода примирения» в рамках одной системы плодотворные идеи различных концепций – от древности до современности. – Ред.
86
См.: Виндельбанд В. История древней философии с приложением Виндельбанда – Августин и средние века, Фуллье – История схоластики / Под ред. проф. А. И. Введенского. СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1893.
87
Фалькенберг Рихард Фридрих (1851 – 1920) – немецкий философ, профессор университета Фридриха-Александра в Эрлангене (Бавария), автор популярного в Германии труда по истории новой философии, исследователь творчества Николая Кузанского. – Ред.
88
Николай Кузанский (1401 – 1464) – епископ, папский легат, философ, теолог, математик; пантеистические возможности его концепции были последовательно осуществлены Дж. Бруно. – Ред.
89
См.: Фалькенберг Р. История новой философии : от Николая Кузанского (XV в.) до настоящего времени. СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1894.
90
Платонова (урожд. Шамонина) Надежда Николаевна (1861 – 1928) – переводчица «Риторики» Аристотеля, жена историка С. Ф. Платонова. – Ред.
91
См.: Виндельбанд В. Философия Канта : (Из истории новой философии Виндельбанда). СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1895.
92
См.: Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / Под ред. проф. С.-Петерб. ун-та А. И. Введенского. СПб. : Тип. В. Безобразова и К°. Т. 1 : От Возрождения до Канта. 1902. Т. 2 : От Канта к Ницше. 1905.
93
См.: Виндельбанд В. История древней философии с приложением Истории философии средних веков и эпохи Возрождения / Под ред. проф. А. И. Введенского. СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1902.
94
См.: Декарт Р. Метафизические размышления / Под ред. и со ст. проф. А. И. Введенского «Декарт и рационализм» // Тр. С.-Петерб. филос. о-ва. Вып. I. СПб. : Тип. В. Безобразова и К°, 1901.
95
Гербарт Иоганн Фридрих (1776 – 1841) – немецкий философ, психолог, педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. – Ред.
96
См.: Гербарт И. Ф. Психология / С предисл. проф. С.-Петерб. ун-та А. И. Введенского. СПб. : Журн. «Пантеон литературы», Тип. ж.-д. изданий А. Ф. Штольценбурга, 1895.
97
Бине Альфред (1857 – 1911) – французский психолог; совместно с Т. Симоном разработал первую шкалу для измерения интеллекта (1905), в дальнейшем модифицированную Л. Терменом (1916) и известную как тест Стэнфорд-Бине. – Ред.
98
Анри Виктор Алексеевич (1872 – 1940) – физиолог, физико-химик, доктор философии; совместно с А. Бине подготовил работу «Интеллектуальная усталость», которая вышла в свет в 1897 г. – Ред.
99
Куртье Ю. – французский психолог и физиолог; соавтор А. Бине по труду «Введение в экспериментальную психологию» (1894). – Ред.
100
Филипп Жан – французский педагог и психолог. Автор трудов по коррекционной педагогике; соавтор ряда работ А. Бине. – Ред.
101
Максимова Екатерина Ивановна (1857 – 1905) – первая женщина в России, которой было дозволено преподавать философию, логику, психологию; по окончании Высших женских курсов была оставлена при кафедре философии Санкт-Петербургского университета; редактор и переводчик. – Ред.
102
См.: Введенский А. И. Судьбы философии в России // Вопросы философии и психологии. М. : Типо-лит. Высочайше утвержден. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898. Год IX. Кн. II (42). Март–Апр.
103
Вольфианская философия, вольфианство – философская школа, возникшая в эпоху Просвещения в Германии, основателем которой был Христиан фон Вольф (1679– 1754) – знаменитый немецкий ученый-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после Лейбница и до Канта. Заслугой Вольфа считается систематизация центральных разделов философии Лейбница. – Ред.
104
Сковорода Григорий Савич (1722– 1794) – русский и украинский философ, поэт, педагог; в ряде случаев Сковорода близок к построениям европейских мистиков, в частности к Иоганну Экхарту с его учением о «сокровенной глубине» в Боге и человеке; присутствуют у мыслителя и мистико-пантеистические мотивы. – Ред.
105
Голубинский Федор Александрович (1797– 1854) – русский философ и богослов. В 1818 г. окончил Московскую духовную академию. С 1824 по 1854 г. – профессор Академии. Читал курсы по истории философии, онтологии, гносеологии, нравственной философии. Основные труды Голубинского были опубликованы посмертно. Устанавливая границы философского опыта по отношению к опыту богословия, Голубинский в то же время считал стремление к безграничности познания изначальным и коренным свойством человеческого разума. Идея Единого Бесконечного Существа – центральная и в онтологии Голубинского и в его гносеологических воззрениях. – Ред.
106
Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич (1828– 1891) – русский православный философ и богослов; развивал собственную систему «трансцендентального монизма». – Ред.
107
Юркевич Панфил Данилович (1826– 1874) – русский философ, профессор философии Киевской духовной академии, а с 1861 г. – Московского университета, читал лекции по логике, истории философии, психологии. Одним из учеников Юркевича был В. С. Соловьев. – Ред.
108
Троицкий Матвей Михайлович (1835– 1899) – русский психолог, философ; профессор Московского университета, один из создателей журнала «Вопросы философии и психологии» (1889), основатель Московского психологического общества (1885). – Ред.
109
См.: Введенский А. И. Судьбы философии в России // Вопросы философии и психологии. М. : Типо-лит. Высочайше утвержден. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898. Год IX. Кн. II (42). Март–Апр.
110
См.: Введенский А. И. О мистицизме и критицизме в теории познания B. С. Соловьева // Вопросы философии и психологии. М. : Т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1901. Год XII. Кн. I (56). Янв.–Февр.
111
См.: Введенский А. И. Спор о свободе воли перед судом критической философии // Журн. М-ва нар. просв. СПб. : Тип. «В. С. Балашев и К°», 1901. Ч. CCCXXXVII. Окт.
112
См.: Введенский А. И. Философские очерки. СПб. : Тип. «В. С. Балашев и К°»,1901. Вып. I : О философии в России, о мистицизме и критицизме В. С. Соловьева, о свободе воли, о смысле жизни, об отношениях веры к знанию.
113
Нечаев Александр Петрович (1870– 1948) – психолог и педагог, сторонник экспериментального направления; в 1917 г. – директор Самарского педагогического института, после преобразования последнего в университет – его ректор (1918 – 1921); с 1921 г. – профессор Московского государственного психоневрологического института, а с 1922 по 1925 г. – его директор; приглашался для обследования больного В. И. Ленина; в 1926 г. получил персональную пенсию, однако продолжал работать; в 1935 г. постановлением особого совещания НКВД был осужден по статье 58–10 (контрреволюционная агитация), ссылку отбывал в Семипалатинске, продолжая работать по профессии вплоть до самой смерти. – Ред.
114
См.: Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб. : Тип. И. Н. Скороходова,1901.
115
См.: Введенский А. И. [Рец. на кн.:] Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отношениях к вопросам школьного обучения // Журн. М-ва нар. просв. СПб. : Тип. «В. С. Балашев и К°», 1901. Ч. CCCXXXVIII. Дек.
116
Иванов-Разумник Р. В. Писательские судьбы. Тюрьмы и ссылки. М. : Новое лит. обозрение, 2000. С. 116.
117
Дриль Дмитрий Андреевич (1846– 1910) – известный русский юрист-криминалист и криминолог, выдающийся государственный и общественный деятель. – Ред.
118
Нижегородцев Михаил Николаевич (1851– 1919) – психолог и психиатр, член Общества народного здоровья и Общества психиатров. – Ред.
119
Кареев Николай Иванович (1850– 1931) – русский историк, общественный деятель; профессор Санкт-Петербургского университета; в период революции 1905– 1907 гг. вошел в ряды кадетской партии и был избран членом Первой Государственной Думы; с 1910 г. – член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, с 1917 г. – член-корреспондент Российской академии наук, с 1929 г. – почетный член АН СССР. – Ред.
120
Кузьмин-Караваев Владимир Дмитриевич (1859– 1927) – юрист, видный общественно-политический деятель, военный следователь военно-окружного суда Санкт-Петербургского военного округа, профессор
121
См.: Введенский А. И. О задачах современной психологии // Вестник и библиотека самообразования. СПб. : Тип. Акц. о-ва Брокгауз-Ефрон, 1903. № 5.
122
См.: Введенский А. И. Лекции логики. СПб. : Тип. В. Безобразова, 1908.
123
См.: Лекции психологии профессора С.-Петербургского Университета А. И. Введенского. СПб. : Тип. В. Безобразов и К°, 1908.
124
Лекции профессора А. И. Введенского по истории древней философии. [СПб.] : Лит. Богданова, [1912]. С. 1.
125
См.: Введенский А. И. Что такое философский критицизм? // Новое слово. СПб.: Тип. газ. «Биржевые ведомости», 1909. № 1. Янв.
126
См.: Введенский А. И. Новое и легкое доказательство философского критицизма // Журн. М-ва нар. просв. СПб. : Сенатская тип., 1909. Ч. XX. Март.
127
См.: Лосский Н. О. Основательно ли «Новое и легкое доказательство философского критицизма»? // Журн. М-ва нар. просв. СПб. : Сенатская тип., 1909. Ч. XXII. Июль.
128
См.: Введенский А. И. Логика как часть теории познания. СПб. : скл. у М. М. Стасюлевича, 1912.
129
Яковенко Борис Валентинович (1884 – 1949) – русский философ и публицист; в 1913 г. окончательно покинул Россию и жил сначала в Италии, а затем в Чехословакии; основным направлением его исследовательской деятельности была история философии, прежде всего русской. – Ред.
130
Цит. по: Ермичев А. А. Александр Иванович Введенский – русский философ-кантианец // Введенский А. И. Статьи по философии. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 10.
131
См.: Введенский А. И. Логика (для гимназий с дополнениями для самообразования). СПб. : скл. изд. у М. М. Стасюлевича, 1910.
132
От Ученого комитета Министерства народного просвещения. Тридцать первое присуждение премий императора Петра Великого, учрежденных при Министерстве народного просвещения // Журн. М-ва нар. просв. СПб. : Сенатская тип., 1910. Ч. XXVII. Июнь. С. 102–103.
133
Лапшин Иван Иванович (1870 – 1952) – русский философ; окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (прежде всего философией Дж. С. Милля), идеями Н. Г. Чернышевского, Н. Н. Страхова; по предложению А. И. Введенского он был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию; с 1897 г. – приват-доцент Санкт-Петербургского университета; в 1906 г. опубликовал свой основной философский труд – «Законы мышления и формы познания», за который ему было присвоено звание доктора философии; с 1913 г. – экстраординарный профессор Санкт-Петербургского университета (позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 г. вместе с другими известными русскими философами был выслан из России. В последующие годы занимал должность профессора Русского юридического факультета в Праге. – Ред.
134
См.: Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. СПб. : скл. изд. у М. М. Стасюлевича, 1914.
135
См.: Введенский А. И. Декарт и окказионализм. Берлин [и др.] : Изд-во З. И. Гржебина, Тип. Шпамера в Лейпциге, 1922.
136
Окказионализм (от лат. occasio, род. п. occasionis, – случай, повод) – направление в западноевропейской философии XVII в., утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия духа и материи без прямого вмешательства Бога в каждом отдельном случае. Неспособность материи и духа взаимодействовать является частным случаем отсутствия взаимодействия между вещами, каждая из которых не может быть причиной, поскольку единственная причина в мире – Бог. Окказионализм исходит из идей Р. Декарта и картезианства. Главные представители – А. Гейлинкс (1625 – 1669) и Н. Мальбранш (1638 – 1715); в философии Г. Лейбница окказионализм переработан в учение о предустановленной гармонии. – Ред.
137
См.: Введенский А. И. Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом // Мысль. СПб. : Academia, 1922. № 2. Март–Апр.
138
Геллер И. А. И. Введенский как философ-учитель // Введенский А. И. Статьи по философии. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 213.
139
Болдырев Николай Васильевич (1882 – 1929) – философ, автор работ «Смысл истории и прогресс» (1922) и «Правда большевицкой России. Голос из гроба» (1928 или 1929). – Ред.
140
Грузенберг Семен (Соломон) Осипович (1876 – 1938) – философ и критик; учился на юридическом и историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, преподавал философию в высших и средних учебных заведениях Санкт-Петербурга; редактор философского отделения Библиотеки знания. – Ред.
141
Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 – 1926) – ученый-философ, лингвист, историк, этнограф, математик. Автор философской теории «лимитизма». После окончания в 1901 г. Петербургского университета вел активную преподавательскую, научную, литературную деятельность. С 1907 по 1917 г. преподавал логику в Московском государственном психоневрологическом институте. – Ред.
142
Поварнин Сергей Иннокентьевич (1870 – 1952) – русский логик, известный специалист по теории аргументации и риторике; профессор историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, а затем – философского факультета ЛГУ. – Ред.
143
См.: Введенский А. И. Философские очерки. Прага : Пламя, 1924.
144
Имманентный (лат. immanens, род. п. immanentis, – пребывающий внутри) – философский термин, обозначающий свойства или качества предмета, присущие ему по самой его природе. В теории познания «имманентный» означает: остающийся внутри границ возможного опыта. Трансцендентный (от лат. transcendo – переступаю) – философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию. Наряду с термином трансцендентальный употреблялся в философии Канта, в частности, для обозначения таких понятий, как Бог, душа и др. – Ред.
145
Трансцендентальный (от лат. transcendens, род. п. transcendentis, – перешагивающий, выходящий за пределы) – 1) в схоластике – предельно общие понятия (единое, истинное, доброе и др.); 2) в философии И. Канта – априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. – Ред.
146
Всеобщность – свойство философских и научных суждений, указывающее на их объективный (в противоположность субъективному) и универсальный (в противоположность частному) характер. Необходимость – свойство суждений отражать существенные (неслучайные) связи предметов объективной реальности. – Ред.
147
См.: Введенский А. И. Лекции по истории новейшей философии. СПб. : Лит. Богданова, 1900 – 1901. Ч. II.
148
Речь идет о том, что если существование субъекта с необходимостью требует существования объекта, то из существования познающего субъекта необходимо следует суждение, соединяющее интуицию и категорию, т. е. суждение, синтезирующее объект. – Ред.
149
Постулат (от лат. postulatum – требование) – предложение (условие, допущение), в силу каких-либо соображений принимаемое без доказательства, но, как правило, с обоснованием, которое и служит доводом в пользу принятия постулата. – Ред.
150
См.: Введенский А. И. Лекции по истории новейшей философии. СПб. : Лит. Богданова, 1900 – 1901. Ч. II.
151
Спиритуализм (лат. spiritualis – духовный, spiritus – душа, дух) – философское учение, разновидность идеализма, приписывающее свойство быть истинной реальностью духу, а не материи. – Ред.
152
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее равноправными и не сводимыми друг к другу дух и материю, идеальное и материальное; противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала, и может рассматриваться как разновидность плюрализма, утверждающего множественность начал бытия. – Ред.
153
Антиномия (от греч. άvτivoµία, букв. – противоречие в законах) – противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. – Ред.
154
Императив (от лат. imperativus – повелительный), здесь – повеление нравственного долга; категорический императив – безусловное повеление. – Ред.
155
Введенский А. И. Лекции по истории новейшей философии. СПб. : Лит. Богданова, 1900 – 1901. Ч. II. С. 111.
156
Максима (от лат. maxima – наибольшая – превосходной степени сравнения прилагательного magnus – большой) – разновидность нравственных принципов в этике Канта; в отличие от императива, который является общезначимым (значимым для всех), представляет собой личный принцип, которым человек руководствуется в повседневной жизни. – Ред.
157
Введенский А. И. Лекции по истории новейшей философии. СПб. : Лит. Богданова, 1900 – 1901. Ч. II. С. 116.
158
Введенский А. И. Лекции по истории новейшей философии. СПб. : Лит. Богданова, 1900 – 1901. Ч. II. С. 118.
159
Там же. С. 128–129.
160
См.: Введенский А. И. Лекции по истории новейшей философии. СПб. : Лит. Богданова, 1900 – 1901. Ч. II.
161
Там же. С. 138.
162
См.: Сочинения В. Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад : Братство преподобного Сергия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. Т. I : Исследования и статьи по введению в философию и по гносеологии. Вып. 1. C. 1–40 (2-я паг.).
163
В православной традиции дело обстоит иначе. Очень характерной является резюмирующая мысль Иоанна Дамаскина из «Источника знания»: «Философия есть любовь к мудрости, а истинная Премудрость есть Бог. Таким образом, любовь к Богу – вот истинная философия». – Ред.
164
Введенский А. И. Логика как часть теории познания. СПб. : скл. у М. М. Стасюлевича, 1912. С. 24.
165
Введенский А. И. Логика как часть теории познания. СПб. : скл. у М. М. Стасюлевича, 1912. С. 25.
166
Введенский А. И. Статьи по философии. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 13.
167
Лекции профессора А. И. Введенского по истории древней философии. [СПб.] : Лит. Богданова, [1912]. С. 1.
168
Введенский А. И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии. СПб. : Тип. В. Безобразова и К°, 1888. Ч. 1 : Элементарный очерк критической философии, исторический обзор важнейших учений о материи, учение о силах. С. 1.
169
Там же. С. 2.
170
Введенский А. И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии. СПб. : Тип. В. Безобразова и К°, 1888. Ч. 1 : Элементарный очерк критической философии, исторический обзор важнейших учений о материи, учение о силах. С. 3.
171
Там же.
172
Введенский А. И. Статьи по философии. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 15.
173
Введенский А. И. Логика как часть теории познания. СПб. : скл. у М. М. Стасюлевича, 1912. С. 29.
174
Введенский А. И. Логика как часть теории познания. СПб. : скл. у М. М. Стасюлевича, 1912. С. 28.
175
Там же. С. 29.
176
Конт Огюст (1798 – 1857) – французский философ и социолог; родоначальник позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки. – Ред.
177
Введенский А. И. Логика как часть теории познания. СПб. : скл. у М. М. Стасюлевича, 1912. С. 1.
178
Лекции психологии профессора С.-Петербургского Университета А. И. Введенского. СПб. : Тип. В. Безобразов и К°, 1908. С. 15.