Русские суеверия - стр. 107
В тех районах, где отмечены названия водяниха, водяница, водяновка (арханг., олон., новг., нижегор., костр., свердл., ср. – урал.), водяная женщина – самостоятельный мифологический персонаж. Она схожа с русалкой, но с русалкой «страшной», образ которой традиционен для поверий Северной, Северо-Восточной, реже – Центральной России и персонифицирует стихийные силы природы. Водяниха почти не вступает в отношения с человеком, а лишь «проявляет» свое присутствие, возникая и исчезая у воды.
ВОДЯНУЙ, ВОДЕНИ́К, ВОДОВИ́К, ВОДЫ́ЛЬНИК, ВОДЯ́НИ́К, ВОДЯНО́Й ДЕ́ДУШКА (ДЕ́ДКО, ДЬЯ́ВОЛ, ЛЕМБО́Й, ЛЕ́ШИЙ, ХОЗЯ́ИН, ЦАРЬ, ШИШО́К, ШУТ) – дух, обитающий в воде; «хозяин» воды; черт (дьявол, бес), живущий в воде.
Водяной – «живая» стихия воды – выглядит и ведет себя, в общем-то, так же, как озеро, река или пруд: он просыпается весной (согласно поверьям некоторых районов России – 16 апреля); радуется весной новоселью (тамбов.). Когда вода в реке рябит – это сердится водяной (олон., тамбов.), наводнение – свадьба водяных; мутный вал, несущийся по реке, – их лошади.
«Водяные любят иногда пошалить. 〈…〉 Вощерма [река] вдруг зашумела, поднялась, вышла из берегов, и пошел по ней страшный вал, который на пути своем прорвал все плотины на мельницах, сорвал все мосты. Мужички поглядят на все разрушения по Вощерме да и примолвят: „Дьяволы эти водяные! Небось не по-нашему разгулялись со свадьбой-то, да и поезд-от, знать, через горлышко хватил; вишь как разомчался“» (вятск.).
Наводнение 1800 г. под Петрозаводском было, по мнению местных жителей, «не чем иным, как свадьбой в водяном царстве», а гул перемешанной с песком и глиной воды – «музыкой водяных» 〈Барсов, 1874〉.
Водяной (с клочьями волос-водорослей, тины и сучьями-гребнями) напоминает персонифицированную, оживотворенную реку с пеной и тиной.
Пена – это у водяного слюна со рта бежит, а тина – «это волосья евоныи, он как осерчает, так и зачнет волосы-то выдирать с головы да с бороды, только клочья летят. Он лохматый-прелохматый – волосья-то предлинные-длинные. Станет он свои кудри расчесывать чесалом (гребнем), ну и запутляется, потому горазд кудрявый уродился… Сучья-то чесало, самое и есте, ему таким не дойдет, как у нас бабы да девки чешутся, потому башка больно неохватиста, что твой котел… Ну вот, как он это чесанет себя с сердцов-то… волосья на сучьях и остаются. 〈…〉 Он вытащит-то прядь, а на место ее чуть что не копна вырастет» (новг.).
У водяного «борода, как трава-то растет, тина-то сама» (вост. – сибир.). Водяной – старик с длинной зеленоватой бородой