Размер шрифта
-
+

Русские суеверия - стр. 109

и старается залучить их к себе (утопить). Лошадь либо лошадиный череп, брошенный в воду, – традиционная жертва водяному.

По распространенным поверьям, водяник «хорошо держит коров» (арханг., олон., волог., вятск.), имеет табуны и стада, которых время от времени (например, на Новый год) выпускает пастись к устью реки (Русский Север, сибир.).

Если приметить такое стадо и успеть обежать его с иконой, то можно заполучить коров водяного. «Я вот от дедки покойного слышал: мужик из Устьшеньги шел с посаду домой, а было еще очень рано, только что заря занималась. Глядит он – а подле озера, что у деревни, ходит скот. Дело было летом, выгонять скот еще было рано. Он подумал, что деревенские коровы ушли ночью у кого-нибудь, и погнал их домой в хлев. Опосле днем и разглядел, что коровы-то не такие, как у всех, а чистые, сытые да красивые. И бык один попался, да большой-пребольшой, – такого у них и не видывали! Разглядели старики да смекнули дело: „Навряд, – говорят, – будет толк из этой скотины, это коровы, – говорят, – водяного дедушки!“ Так и разошлись, а мужик-то скот запер. Вот ночью и стучит к нему кто-то под окно. Мужик проснулся да и спрашивает: „Кто там хрещеный?“ – „Отдай мою скотину!“ – говорит он. Мужик закутался полушубком, молчит. Тот ушел. На другую ночь – то же. Мужик опять отдулся. На третью тот и говорит: „Не отдашь добром – возьму и силою!“ Наутро пришла жена в хлев доить коров, да так и повалилась. Руки и ноги свело, стало так коверкать, что Боже упаси! Видит мужик, что дело плохо. Отворил ворота да и выгнал коров. Как только они вышли на улицу, так со всех ног бросились к озеру да с размаху в воду! Только один бык остался у мужика и жил долго – и славный скот завелся от него» (арханг.).

Считалось, однако, что подходить к стаду водяного опасно: завербует себе в прислужники.

В Тульской губернии рассказывали, что водяной хозяин подобен лешему, только шерсть у него белая. Архангельские крестьяне полагали, что он «такой же черный и мохнатый, как и леший». Водяной – косматый, «волосья длинны, черны и по самую з…» (вост. – сибир.). Он схож с чертом: «мохнатый, как метла» (новг.); с длинным хвостом (вост. – сибир.); черный, в шерсти (новг.); с рогами (тульск.); лохматый, черный, с хвостом (арханг.). Часто он прямо именуется чертом (мурм., волог., арханг., костр., нижегор., орл., вятск.). «Чертями называют всех нечистых духов вообще, и водяных в особенности: при разговоре с именем черта всегда соединяется водяной» (вятск.) 〈Осокин, 1856〉.

Облик водяного причудлив и переменчив: у него собачьи ноги и туловище с шерстью, как у выдры

Страница 109