«Русская Правда»: проблемы происхождения и изучения памятника права. Правопонимание и правовое регулирование в истории России (К 1000-летию появления писаного права на Руси) - стр. 12
Данная версия, по уверению автора, выдвинута на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора. Исследователи много популяризировали свои открытия в многочисленных статьях и докладах[27].
Среди доказательств, приводимых Н.Н. Никитенко, присутствуют следующие аргументы:
– во-первых, политическая ангажированность летописцев. Даты строительства Софии Киевской (1017–1037), приведенные в «Повести временных лет» искусственно привязаны к этому периоду, дабы увековечить князя Ярослава, как создателя главной древнерусской святыни. Ему, взошедшему на Киевский стол после долгой междоусобной борьбы, требовалось заявить о себе, как о легитимном правителе, наследнике Владимира Святославича. Но древнейшие нелетописные источники, такие как: «Слово» Иллариона (1022) и хроника епископа Титмара Мерзебургского (1018), по мнению автора, свидетельствуют о возникновении Софии во втором десятилетии XI в.[28];
– во-вторых, время основания собора (1011) фигурировало в двух надписях: титульной (над входом), появившейся в конце XVI – начале XVII вв., и ктиторской (на арках центрального купола), выполненной в 1640 г. по заказу митрополита Петра Могилы, владевшего материалами соборного архива, сгоревшего в 1697 г. Не так давно фотографию убранной реставраторами в середине ХХ в. надписи Могилы с датой «1011 г.» обнаружили в архиве заповедника. Даже в XVIII в. этот год официально признавался временем основания Софии, о чем свидетельствуют опубликованные статистические «Описания Киевского наместничества» 70–80-х гг. XVIII в.[29];
– в-третьих, на фресках и мозаиках собора есть изображение, прославляющее княжескую чету – Владимира Святославича и его супругу Анну. По мнению автора новой датировки, ранее ошибочно считалось, что это семья Ярослава, однако данное утверждение никак не согласуется с изображением: дети Ярослава родились в 1020–1032 гг., а на фресках выглядят уже взрослыми людьми[30];
– в-четвертых, сравнение лабораторных анализов фресковой штукатурки и поливных плит пола Десятинной церкви и Софии Киевской доказали их полную идентичность. Это свидетельство хронологической близости обоих храмов, построенных византийскими мастерами, призванными еще Владимиром в конце X в. для возведения Десятинной церкви;