Русская пианистическая школа как педагогический феномен - стр. 19
Определяя данную объективную причину быстрого становления и качественного роста русской фортепианной педагогики, мы должны отметить и субъективную причину, каковой явились личные особенности А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, основателей российского профессионального музыкального образования. С их деятельностью связан процесс необычайно стремительного расцвета русской музыки и педагогики музыкального образования. Вместе с тем следует заметить, что обе причины находятся в процессе диалектического взаимодействия: Рубинштейны, получившие образование в Европе, могли развиваться и как музыканты западного образца. То, что им были присущи не только содержательная наполненность искусства, но и стремление вложить все силы в российское музыкальное образование и просвещение, связано с богатейшими традициями русской музыки.
В результате действия всех названных причин фортепианная педагогика в России на протяжении ХIХ в. не только претерпела стремительное развитие, начав с подражания западным образцам и став наиболее передовой в мире, но и сыграла важнейшую роль в процессе российского музыкального образования и просвещения. Этому способствовали следующие факторы:
1. Особенности фортепиано как универсального инструмента, позволившие широким кругам населения приобщиться к основам европейской музыкальной культуры. Несмотря на невысокий в целом уровень фортепианной педагогики в России в первой половине ХIХ в., распространение фортепианного обучения способствовало росту популярности классической музыки, закладывало традиции обязательного музыкального образования в высшем и среднем сословиях, формировало просвещенную слушательскую аудиторию, готовило почву для профессионализации музыкального образования.
2. Крупнейшие музыканты-педагоги ХIХ в. в России – Дж. Фильд, А. Гензельт, А. И. Виллуан, А. А., Герке, А. И. Дюбюк, братья Рубинштейны, В. И. Сафонов, С. И. Танеев, А. Н. Есипова – были пианистами. Именно через фортепианную педагогику происходило становление передовых для ХIХ в. и представляющих ценность для ХХ в. педагогических систем.
Таким образом, фортепианная педагогика в России, определившаяся как самостоятельная отрасль к середине ХIХ в., в кратчайший исторический срок стала одной из развитых отраслей педагогики и способствовала быстрому и яркому расцвету русской музыки и российской педагогики музыкального образования, а также музыкальному просвещению российского общества.
Передовые педагогические взгляды, обусловившие столь быстрый расцвет российской фортепианной педагогики, были сконцентрированы в педагогических системах крупнейших музыкантов. В п. 1.3 и 1.4 настоящей монографии мы проанализируем педагогическую деятельность выдающихся отечественных пианистов ХIХ и ХХ вв.