Размер шрифта
-
+

Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви - стр. 13

составлен по образцу обличительной песни Моисея, составленной им перед своей смертью для обличения неблагодарных евреев за нарушение ими Закона Божия и для возбуждения в них раскаяния (Втор. 32, 1-43). 2-я песнь, как песнь покаяния, поется только в Великому посту.

Ирмос 3-й песни составлен по образцу благодарственной песни св. Анны, матери прор. Самуила, благодарившей Господа за снятие с нее поношения бесчадства и за дарование ей сына (1 Цар. 2, 1-10). Неплодная Анна служит прообразом Церкви Христовой из язычников, которые до принятия христианства не творили истинно добрых дел, а в христианстве принесли богатые плоды добродетелей (Процвела есть пустыняязыческая неплодящая церковь… Воскресный канон 2-го гласа).

Ирмос 4-й песни составлен по образцу песни прор. Аввакума, который, видя выходящее из-за горы, осененной лесною чащею, незаходимое Солнце, предсказал о воплощении Сына Божия и божественной силе Воплотившегося (Авв. 3, 1-19). Словами пророка в ирмосе 4-й песни Церковь и прославляет воплощение Христа от Девы Марии.

Ирмос 5-й песни составлен по образцу песни прор. Исайи, содержащей в себе изображение славного явления в мир Спасителя, как Света, все оживляющего и воскрешающего мертвых (Ис. 26, 9-21). Словами этого пророка в ирмосе 5-й песни и воспевается Христос, как Свет, освобождающий нас от мрака греховного.

В ирмосе 6-й песни, составленном по образцу молитвы прор. Ионы, во чреве китовом взывавшего ко Господу о спасении (Иона. 2, 3-10), Церковь просит Господа избавить нас от бурь житейского моря, от бездны грехов и страстей, вывести нас из глубины зол и привести к тихой пристани – вечному спасению.

Ирмосы 7-й и 8-й песней составлены по образцу песни трех отроков в пещи вавилонской, прославлявших Бога за свое чудесное избавление и призывавших всю тварь воспевать и превозносить с ними Господа во веки (Дан. 3, 25–45, 51–90).

В ирмосе 9-й песни содержится прославление Божией Матери и воплотившегося от Нее Господа. Содержанием своим ирмос этот применен к пророческой речи св. Захарии по случаю рождения у него сына – св. Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68–79), а равно и к собственному славословию Богоматери, произнесенному Ею при свидании с праведною Елисаветою (Лк. 1, 46–55).

Самые песни (гимны) библейские, как они изложены в Св. Писании, положено во время канона петь или читать – в седмичные дни Великого поста сполна, а в остальное время не полностью. Порядок пения или чтения во время канона библейских песней указан в Ирмологионе. Но, обыкновенно, пение канона начинается прямо с ирмоса, а между тропарями канона вместо стихов библейских песней произносятся припевы, т. е. молитвенные или хвалебные обращения к тому лицу, в честь которого канон составлен. Обыкновенно поются лишь ирмосы, а тропари читаются (но в Пасху и они поются).

Страница 13