Размер шрифта
-
+

Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви - стр. 12

и пр.); б) стихиры стиховны (или на стиховне); так называются стихиры, имеющие перед собою стихи не одного известного псалма (как стихиры на Господи воззвах и на Хвалите), а стихи, избранные из разных псалмов и других книг Св. Писания, соответственно празднику или тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются в конце вечерни, а также и в конце утрени, когда нет великого праздника; в) стихиры на хвалитех или хвалитны, – это те, которые имеют перед собою стихи из так называемых хвалитных псалмов – 148, 149 и 150-го, в которых часто повторяется слово Хвалите.

Кроме этих стихир есть стихиры литийные, которые поются на литии.

2) Канон. Каноном называется обширное песнопение, состоящее из 9 песней[5], составленных по определенному правилу и известным образцам, написанных одним стихотворным размером и составляющих одно стройное целое. От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое получило свое наименование и самое песнопение (κβνων – правило). По различию содержания каноны называются: воскресными, крестовоскресными, Богородичными, троичными, святых.

Каждая песнь канона содержит в себе несколько стихов; первых стих каждой песни называется ирмосом (ειρμοξ – связь), так как он служит образцом и вместе связью для последующих стихов той же песни (сообщает им порядок относительно числа стоп и строк, и тон их пению); стихи же, следующие за ирмосом, называются тропарями (τρεπω – обращаю), так как они обращаются к ирмосу, т. е. подчиняются ему и по размеру и по напеву. Хотя по содержанию своему песни канона вообще характера новозаветного, ирмосы, за исключением ирмоса 9-й песни, составлены по образцу определенных ветхозаветных библейских песней (гимнов). В ирмосах явление Христа Спасителя в мир и совершенное Им дело спасения людей изображаются в таких чертах, как предвидели и как воспевали это ветхозаветные праведники, ожидавшие пришествия Спасителя. Тропари же канона – песнопения чисто новозаветного характера, прославляющие Господа, Божию Матерь или святых.

Ирмос 1-й песни канона составлен по образцу благодарственной песни Моисея и Мариами, воспетой ими после чудесного перехода евреев через Чермное море и потопления фараона с войском в пучине морской (Исх. 15, 1-21). Событие это служит прообразом нашего спасения через Иисуса Христа, Который Своим воскресением разрушил адову силу, спас нас из пучины греха (благодатию Божией, подаваемой прежде всего в таинстве крещения) и привел нас от смерти к жизни.

Ирмос 2-й песни составлен по образцу обличительной песни Моисея, составленной им перед своей смертью для обличения неблагодарных евреев за нарушение ими Закона Божия и для возбуждения в них раскаяния (Втор. 32, 1-43). 2-я песнь, как песнь покаяния, поется только в Великому посту.

Страница 12