Размер шрифта
-
+

Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников - стр. 5

апостола Павла исцеляли недужных: яко и на недужныя наносити от пота тела его главотяжи и убрусцы, и исцелитися им от недуг (Деян. 19, 12), так и куколь великого Варсонофия, посланный им к Иоанну в обитель святого Саввы, предохранил сего последнего от многих искушений и зол (отв. 1). Также и другой преподобный отец послал к великому Варсонофию свой куколь и аналав, прося его носить их, освятить чрез то и после возвратить ему, чтобы он имел в них покров и помощь (отв. 123). Многие получали от святого Варсонофия и благословение, т. е. частицу того хлеба, который он вкушал, и немного той воды, которую он пил, и, принимая их, чувствовали облегчение от страстей, коими были боримы (см, отв. 43, 44, 169). Но и одно только имя аввы Варсонофия, лишь мысленно призываемое, действовало и подавало помощь призывавшим оное, как и другой Старец – божественный Иоанн, сказал игумену монастыря Елиану, на вопрос его: какой до́лжно давать каждому ответ? «Вопрошай мысленно Святого Старца: „Авва, что мне сказать?“ И, по заповеди Господней (см. Мф. 10, 19), не заботься о том, что будешь говорить» (см. отв. 592).

Таковые-то великие дарования сподобился получить и в столь великое совершенство добродетелей достигнуть великий во отцах Варсонофий; однако столь великие дарования и совоспитаны были в нем с такими искушениями, каковых многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их. Послушай, как сам он пишет о сем (в послании своем) к Иоанну обители Саввской: «Если я напишу тебе о тех искушениях, которые я претерпел, думаю, что еще не понесет сего слух твой, а может быть и ничей, в настоящее время» (отв. 13). Равно и великим болезням подвергался преблаженный, но переносил их с такою доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего (отв. 165). И сие попущение на него болезней было совершенно справедливо; ибо за великие дарования святые подвергаются и великим искушениям, и если кто не прольет кровь, не может принять в себя Святого Духа, как сказал Петр Дамаскин: «Отдай кровь и приими Духа».

Жил же сей святой в VI веке, во времена царя Юстиниана, и в течение целых пятидесяти лет и более ни один человек не видел его,[3] ибо он заключил себя в весьма малой келлии, как бы в некоем гробе, и в течение сего времени не вкушал никакой иной пищи, кроме хлеба и воды. Когда же слух о всем этом дошел до Евстохия, тогдашнего патриарха Иерусалимского, он не поверил сему и пожелал лично видеть (святого Варсонофия); для чего, взяв с собою некоторых людей, он привел их на место затвора преподобного, и, когда они покушались подкопать стену и войти внутрь келлии, внезапно вырвавшийся оттуда огонь едва не попалил самого Евстохия и всех бывших с ним, как свидетельствует о сем схоластик Евагрий в 34-й главе 4-й книги своей Церковной истории, говоря (о сем) так: «Были же в те же времена мужи богоносные, творившие великие знамения; среди них особенно прославился Варсонофий, родом египтянин. Он жил во плоти, как бесплотный, в одной обители близ города Газы и творил много чудес; проводил же жизнь, затворившись в весьма малой келлии и в течение „пятидесяти и более лет никому не показывался“

Страница 5