Размер шрифта
-
+

Рукопись из Тибета - стр. 10

– Все не по тебе, – хмыкнул Творец. – Святотатствуешь! А что имелось в виду под словом «практически?»

– Буддизм, – без колебаний ответил исповедуемый, то есть я. – Древнейшая из религий.

– И что тебе так понравилось? Что же проповедовал этот самый Будда? Излагай, – приказал Творец. – Послушаю.

Я было снова хотел сказать, что Он сам все знает, но не стал. Когда еще побеседую с самим Творцом? И начал.

– Основные истины, о Великий, – почему-то я заговорил высоким штилем. – Вся жизнь человека – страдания, – назвал я первую. – Она основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

– Резонно, – изрек Творец. – Продолжай.

– Истина вторая: причина страдания – наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.

На это Творец промолчал, и я перешел к третьей истине.

– Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. При данном состоянии освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

– Точно, – едва слышно проговорил Творец и захрапел. Как простой смертный.

– Вот это да, – прошептал я, прекратив излагать. – Умаялся, бедный.

– Давай-давай, – сонно бормотнул Всевышний. – Я все слышу.

– Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения, – изрек я очередную истину. – Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми, человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

– Ну и что же это за состояния? – вновь открылись Глаза и послышался зевок. Галактика дрогнула, сверху сорвались несколько звезд и, прочертив мрак, исчезли.

– Вот они, – переждав сотрясение, начал я перечислять, колыхаясь в невесомости. – Правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий. Правильные намерения: надлежит твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления. Правильная речь: требуется следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу – речь должна быть правдивой и доброжелательной. Правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела. Правильный образ жизни: надлежит вести жизнь достойную, не принося вреда живому. Правильные усилия: требуется следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе. Правильные помыслы: необходимо уяснить, что зло – от нашей плоти. Правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины…

Страница 10