Размер шрифта
-
+

Рождение русской словесности - стр. 11

Мы же этот договор написали на двух хартиях: и одна хартия находится у нашего царского величества – на ней же изображён крест и написаны наши имена; а на другой (написали имена) ваши послы и ваши купцы. Отправляясь (назад) вместе с послом нашего царского величества, пусть (они) препроводят её к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, получив хартию, пусть присягнут, в том что будут истинно соблюдать то, о чем мы договорились и что мы написали на этой хартии, на которой написаны наши имена. Мы же (клянёмся): те из нас, кто крещён, клянёмся в соборнои церкви церковью Святого Ильи, предлежащим честным крестом и этой хартией соблюдать все, что на ней написано, и ничего из того (что в ней написано), не нарушать; а если это нарушит (кто-либо) из нашей страны, князь ли, или кто иной, крещёный или некрещёный, да не получит он помощи от бога, да будет он рабом в этой жизни и в загробной, и да будет он заколот собственным оружием. А некрещёные русские, слагая свои щиты, обнажённые мечи, обручи (?) и остальное оружие, клянутся, что все написанное на этой хартии будет исполняться Игорем, всеми боярами и всеми людьми Русской страны всегда, во все будущие годы… И заутра призвал Игорь послов и пришёл на холм, где стоял Перун; и сложили своё оружие, щиты и золото, и присягнул Игорь и его дружинники и сколько ни есть русских язычников, а русских христиан приводили к присяге в церкви Святого Ильи, что стоит над Ручьём[22]в конце Пасынчей беседы (в конце вечевой площади Пасынков, или Пастушечьей площади). Это была соборная церковь, ибо многие варяги и хазары были христианами. Игорь же, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их мехами, челядью и воском. Послы же пришли к царям и поведали все речи Игоря и о дружбе его к грекам»[23].

Очевидно, что клятва князя и дружины Перуном не случайна: Перун – бог-громовержец, считался покровителем князя и дружины. Правда, в договоре указано, что клялись Перуном не только Игорь с дружиною, но и другие язычники. Другими словами, наблюдается разделение вер: у язычников – Перун, а христиане приносят клятву в Церкви.

Интересно, что упоминаний о церкви Святого Ильи и о христианах не встречается в договоре Святослава с греками 971 года. При этом историкам доподлинно известно, что в этот период христианские общины были широко распространены на Руси, и естественно, что часть дружины князя Святослава могла быть крещёной. Но в договоре 971 года русские вновь клянутся в верности грекам Перуном и Велесом, и никаких упоминаний о едином боге в договоре не встречается. Упоминание Перуна и Велеса также могло символизировать единение юга и севера Руси, что на тот момент было очень актуальным для молодого государства. Приведём здесь небольшой фрагмент текста договора с греками 971 года:

Страница 11