Размер шрифта
-
+

Российской земли святые – созидатели Руси - стр. 2

(во святом Крещении Роман и Давид). Они пострадали в 1015 г. Как агнцы принесли они себя в жертву Богу за евангельскую веру и восприняли венцы небесные. Святой князь Борис в удел получил Ростов, а его брат, святой князь Глеб, – Муром, земли северо-восточной Руси Залесской. И стали святые страстотерпцы столпами и утверждением земли Российской. Много храмов было воздвигнуто в честь них, и много чудес совершается по их молитвам. Ныне радуются они с ликами ангельскими, предстоя Святой Троице, и молятся о державе сродников своих и о спасении сынов российских. Спустя век после мученической кончины святых Бориса и Глеба родился святой Андрей Боголюбский (1110–1175). Он был внуком Владимира Мономаха и сыном Юрия Долгорукого. За любовь к Церкви и богослужению, молитве и слову Божию еще в юности он и был назван Боголюбским. Воинская доблесть с миролюбием, милосердие и смирение, ревность о славе Божией, о Церкви всегда были присущи святому князю Андрею. Он, по велению Богородицы, явился основателем Владимирской Руси, созидавшейся под покровом Богоматери, чудотворную икону Которой он перенес из Вышгорода как величайшую святыню, как оплот веры, силы и единения Руси.

Много потрудился для созидания Руси и утверждения веры Православной святой благоверный князь Александр Невский.

Он был корнем и родоначальником Москвы и московских князей.

Святой благоверный князь Александр родился 30 мая 1220 г. в Переяславле-Залесском от Феодосии Игоревны и Ярослава Всеволодовича. Боголюбивые предки и его родители проявляли особое благочестие и ревность по вере евангельской, и юный Александр возлюбил Бога, чтение священных книг, молитву, пение богослужебное. Утром князья всегда были на утрени в церкви, а после Божественной службы – завтрак и занятие делами. Посты соблюдали очень строго. В Переяславле, в Спасо-Преображенском соборе, над Александром был совершен княжеский постриг на ратное служение (обряд пострижения в воины) как символ преданности Богу и обязанности хранить веру и Отечество во бдительности и всеоружии.

Бог судил поставить его во время тяжких испытаний во главе русского народа как великого государственного мужа, спасшего Русь. Он был воистину народный герой, добрый страдалец за Русь, щит и крепость земли Российской, поборник Святой Троицы, питатель сирот, пленных свободитель, корень святой, Православия утверждение, ликование Церкви и Руси Правоверной.

В это время Азия, как вулкан своим извержением, потрясла землю, и Руси пришлось выпить горькую чашу страданий от монголо-татарского ига. Пострадала страшно Русская земля. Отец Александра, князь Ярослав Всеволодович, собирал жителей, восстанавливал сожженное. В 1243 г. он отправился к Батыю и в ставке великого хана, в Татарии, был отравлен матерью великого хана. Юный Александр, недавно женившийся на полоцкой княжне Александре, занял место отца и стал княжить на Руси. Трудное это было время в истории Руси: с Востока угрожали монгольские орды, с Запада папство выявило свой языческий характер, более тяжелый и опасный для Православия, чем татарское насилие. Шведы, германцы, литовцы, финны и другие ложные ученики христианские огромным вооруженным лагерем выступили против Православного Востока, стремясь покорить весь мир. Шла борьба германского и славянского мира, Православия и латинства. 15 июля 1240 г. святой князь Александр с малой дружиной разбил шведов. Святые мученики Борис и Глеб и Ангелы Божии помогали поражать грабителей. Потери русских были всего двадцать человек. 5 апреля 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище с немецкими крестоносцами. Свирепые хищники собирались докончить дело восточных варваров. Папа призывал бороться против «заблудшей Самарии» (то есть Руси), силою меча лишить нас Православия – этой основы гражданского порядка и залога будущего возрождения – освобождения от татарского ига. Разбиты были шведы, немцы и литовцы. Все западные враги поняли, что даже обессиленная Русь может постоять за себя. Святой Александр понимал, что надо терпеть и ждать. У Батыя была армия в 600 тысяч человек, а у великого хана за Уралом еще большее войско. Ханы, налагая финансовое бремя, не вмешивались в жизнь покоренных народов и были веротерпимы, рассуждая: подобно тому как Бог дал рукам много пальцев, так и людям указал много путей в рай. Ходатайством святого Александра и митрополита Кирилла была утверждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Митрофан был первым епископом в Орде; там строились храмы, звучала в них родная речь. Святой Александр, обладая широким умом и рассудительностью, думая о будущем, заложил прочные основы великого здания русской государственности. Только благодаря трудам святого Александра стали возможны успехи его сына Даниила, Иоанна Калиты, Димитрия Донского, Иоанна III.

Страница 2