Российская империя и Святая Земля. Дневник памяти - стр. 10
История прихода евреев в Землю обетованную и расселение в ней 12 колен Израилевых, то есть племен, родоначальниками которых стали 12 сыновей библейского патриарха Иакова (Йакова), невероятно увлекательная и поучительная. Библейский ее период продолжался с XVII в. до н. э. по 538 г. до нашей эры. В эпоху патриархов (Авраама, Исаака, Иакова) произошло переселение евреев – через Ханаан – в Древний Египет, исход оттуда, 40-летнее скитание по пустыне и обретение дома в Земле обетованной.
Авраам, прародитель евреев, его отец Фарра и все их предки были, как повествует Книга Бытия, выходцами из шумерского Ура, одного из городов-старцев земли на юге Древней Месопотамии. Авраам (Отец множества) – потомок Евера, который происходил по прямой линии от Сима, сына Ноя. Родился Авраам, согласно Библии, в 1812 г. до н. э.; скончался в 1637 г. до н. э., прожив 175 лет. Аран, первый из двух братьев Авраама (второго звали Нахор), умер рано, успев, однако, оставить потомство – сына Лота. Спустя какое-то время после смерти Арана отец Авраама, Фарра, покинул Ур и отправился с Авраамом, женой его Саррой и внуком Лотом в Ханаан (Нахор остался в Уре), но по пути туда скончался, в Харране (Северная Месопотамия). Было ему в ту пору 205 лет. Захоронив там отца, Авраам, которому исполнилось к тому времени 75 лет, покинул Харран и проследовал в Ханаан. Землю Ханаанскую, говорится в сказаниях, «терзал тогда голод» – и Авраам с родом своим, кочевниками-скотоводами племени хабиру, отодвинулся в Египет, стал жить и пасти скот там. Но затем вернулся в Ханаан и поселился в земле Филистимской. Из-за пастбищ и источников воды у него начались споры с родом Лота, а также разногласия и междоусобицы с ханаанеями и филистимлянами, которые осели там до прихода Авраама и его племени.
Жительствуя в Филистие, Авраам обзавелся двумя сыновьями, Исма’илом и Исааком. О легендах, связанных с рождением и жизнью Исма’ила, ставшего прародителем арабских племен Северной Аравии, рассказывает в своих увлекательных «Иудейских древностях» Иосиф Флавий (7). Сарра, сообщает он, жена Авраама, была, по преданиям, красавицей. Даже владыка Египта, когда она и Авраам пребывали во владениях его, «возымел желание овладеть ею». Единственное, что огорчало Авраама в жене его, так это бесплодие Сарры. Зная горячее желание Авраама обрести потомство, побудила Сарра одну из рабынь своих, египтянку Агарь (Хаджар), к сожительству с Авраамом – в надежде, что родит она детей Аврааму. И «рабыня понесла», но вызывающе после этого начала вести себя по отношению к Сарре. Авраам, ставший очевидцем одного из дерзких разговоров рабыни-наложницы с Саррой, «передал Агарь» обиженной ею Сарре, чтобы могла она наказать Агарь за непослушание и дерзость. Испугавшись, рабыня решила бежать и укрыться в пустыне, в одном из кочевых племен. Так вот, когда шла она по ней, то повстречала ангела. Он-то и поведал ей о повелении Господа возвратиться к хозяевам своим. Сказал, что если вернется она в дом Авраама, то рожденный ею мальчик, став мужчиной, обретет славу великую. Агарь так и поступила. И родила вскоре Исма’ила. Аврааму в то время было уже 86 лет. Когда же исполнилось ему сто лет, то появился у него сын и от Сарры. И назвал он его Исааком. Бог предрек Аврааму, что и от второго сына его, произойдет потомство большое, из которого выйдут цари великие. Что же касается первенца, Исма’ила, то проживет он жизнь яркую и долгую, и станет прародителем многих племен, крупных и славных.