Россия – земля, по которой ходят святые - стр. 18
Канун Рождества – Сочельник. Существовал обычай в этот день не есть до появления первой звезды (символ Вифлеемской звезды). Или до вечерней церковной службы (она особая – навечерие). На стол первым (или единственным) блюдом подавалось сочиво: разваренные зерна с мёдом, изюмом, орехами. Блюдо постное, но и сладкое. Оно же и похоронное. Напоминает, что Господь рождается ради искупления людей Своей Крестной Жертвой.
Распространен был и обычай «колядовать». Хотя он-то, судя по всему, дохристианский. Отсюда и ряженые, и поверье – чем щедрее будут хозяева, тем больше благ принесет им грядущий год. Но содержание песенок-колядок стало христианским, рождественским, молодёжь на «колядки» ходила с восьмиконечной Вифлеемской звездой. Из глубин язычества сохранялась практика святочных гаданий. Церковь с ней боролась постоянно, упорно, но она держалась не менее цепко, как описали Жуковский в балладе «Светлана», Пушкин в «Евгении Онегине».
Из Европы к нам пришли традиции «вертепов». Там было принято на праздник разыгрывать представления на рождественские сюжеты. Были и особые кукольные театры, показывавшие «вертепное действо». В России это тоже привилось. Рождественское представление готовили даже моряки шлюпа «Нева» Лисянского, зимовавшего на Алеутских островах в первой кругосветной экспедиции. Сейчас «вертепы» оборудуют почти в каждом храме – из картона, еловых веток, снега, помещая внутрь фигурки Святого Семейства или икону Рождества. А представления идут на утренниках воскресных школ.
Рождественская елка – гостья из Германии. Хотя Петру I её приписывают напрасно. Он перевёл страну на летоисчисление от Рождества Христова (но сохранив церковный, юлианский календарь) и повелел украсить хвойными ветками дома на празднование нового, 1700 года. Потом эта атрибутика с хвойной мишурой заглохла, да и Новый год оставался датой второстепенной. Что же касается сути обычая, то она, видимо, тоже пришла из языческих времен, от культа некоторых растений. В Англии, например, дома сперва украшали не елками, а плющом и омелой. Но в христианстве вечнозеленая ель оказалась востребованной как символ вечной жизни – которую и принес людям Господь.
С 1814 года Рождество в России приобрело ещё и государственное, военно-историческое содержание. По указу Александра I в этот день отмечалось «Избавление Церкви и державы Российския от нашествия галлов и двадесяти языков». Это был праздник изгнания из нашей страны Наполеона. По сути, аналог Дня Победы.
А обычай елок привезла из родной Пруссии Александра Федоровна, супруга Николая I. С 1817 года начала ставить елку во дворце, с 1828 года проводила детские елки. Все, что висело на ветках и лежало под деревом, было подарками для ребятишек. Постепенно внедрялась мода, подсуетились продавцы и кондитеры, предлагая особые сласти, свечи, фонарики, гирлянды. В 1840-х годах елки стали в столице обыденными, как у Достоевского в рассказе «Елка и свадьба». Закрепилась традиция сказкой Гоффмана «Щелкунчик и мышиный король» и балетом Чайковского «Щелкунчик», поставленным под Рождество в 1892 году.