Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 9 / 2014 - стр. 18

Постепенное переформатирование татарского национального движения, вытеснение исламистской национальной составляющей, нарастание конфликта между «бабаями» (старшим поколением) и салафитизированной молодежью происходят параллельно с усилением джихад-агитации на интернет-форумах и в социальных сетях, рассчитанной на молодое поколение. За последние два года общий тон высказываний на исламистских (в первую очередь, кавказских) форумах и размещаемых на них материалов существенно изменился в сторону усиления пропаганды джихада в Поволжье и учащения призывов к скорейшему его началу. Грамотно используя методы информационной войны, кавказские джихадисты пытаются «разогреть» ситуацию в Татарстане, вбрасывая в информационное пространство все новые материалы о необходимости перехода к вооруженному сопротивлению законной власти. В 2012 г. стало очевидно, что в Татарстане (по примеру Северного Кавказа) появились группы сторонников «джихада до победного конца». В этом смысле обстановка в Татарстане очень похожа на положение в Северной Осетии. Не вызывает сомнений, что попытки одновременного «разогрева» ситуации в этих республиках синхронизированы неслучайно и являются частью общего плана по дестабилизации обстановки в стране и «замыканию» исламистской дуги через Северный Кавказ на Поволжье.

Формирование эклектичной исламистской идеологии

При этом грань между приверженцами различных исламистских течений становится все более размытой. Эклектичная идеология включает идеологические элементы как радикальных, настроенных на силовое противостояние государственным структурам, так и относительно «мирных» исламистских течений, ранее находившихся в конфронтации между собой. Так, у членов радикальных исламистских НВФ, нейтрализованных в Татарстане в 2010– 2012 гг., была обнаружена как салафитская, так и «хизбовская» литература. Именно активисты запрещенной в РФ исламистской партии «Хизб ут-Тахрир» выступили в авангарде кампании против так называемого нарушения прав мусульман в Татарстане, развязанной радикалами после начала следственных действий по делу об убийстве Валиуллы хазрата Якупова.

Северокавказские исламисты все больше ориентируются на мировое, прежде всего арабское, исламское сообщество. Так, 3,3% ингушских мужчин и 2,3% женщин назвали арабов среди желательных для брака национальностей (они заняли 5-е и 4-е места соответственно). Этот факт отражает не реальную брачную перспективу, а постепенную фундаментализацию ингушской молодежи. То же фиксируется и в ответах на вопрос о родном языке: арабский назвали таковым 1,1% ингушских женщин (среди мужчин подобный ответ не зафиксирован), тогда как в действительности родным для них является ингушский: опрошенные женщины не только не знали арабского, но и не были знакомы ни с одним арабом.

Страница 18