Россия и мусульманский мир № 9 / 2014 - стр. 17
– постепенное оформление «единого исламистского фронта», объединяющего исламистов Северного Кавказа и Поволжья;
– формирование эклектичной исламистской идеологии, а также соответствующих ей оргструктур;
– усиливающаяся ориентация на зарубежное, в первую очередь арабское, исламское сообщество, внешним признаком которого является архаизация радикальной части российской уммы («арабизация», «хиджабизация»);
– активная деятельность федерального исламистского лобби, популяризирующего и пропагандирующего идеи исламистов в общероссийских СМИ и государственных структурах.
Указанные тенденции окончательно сформировались на протяжении последних полутора-двух лет. Есть все основания предполагать, что в ближайшие годы именно эти процессы будут определять дальнейшую эволюцию радикальной части российского исламского сообщества, что неизбежно окажет влияние на сопредельные страны и регионы (определенное влияние на Азербайджан это оказывает уже сейчас). Рассмотрим эти процессы подробнее.
Исламисты, ведущие вооруженную борьбу против Российского государства на Северном Кавказе, приступили к расширению джихада на Поволжье, и конкретно Республику Татарстан. Эта тенденция окончательно оформилась в последние три-четыре года, совпав с качественными изменениями, наблюдавшимися в татарстанском мусульманском сообществе.
Указы об образовании Поволжского и Уральского фронтов были подписаны «амиром моджахедов Кавказа» Докой Умаровым 9 июля 2006 г. В ноябре 2010 г. в Интернете появился специализированный сайт «Вилаят Идель – Урал» (Волга – Урал, куда входит и Татарстан). «Братьев и сестер в исламе» призывают «сплотиться вокруг Имарата Кавказ и его амира», который «после развала рус-ни» станет «центром нашего государства». Показательно, что этот сайт зарегистрирован в США. В настоящее время «Вилаят Идель – Урал» остается виртуальным проектом, который, однако, постепенно приобретает сторонников.
В последние годы наблюдается сращивание части татарского национального движения (в особенности его молодого поколения) с радикально-исламистским, что в будущем может привести к полному слиянию националистов с фундаменталистами при идейном преобладании последних. Осознавая опасность подобных процессов для татарской нации и мусульман Республики Татар-стан, руководство и идеологи татарстанского исламского сообщества в последние два-три года активно противостояли этому явлению, отстаивая «татарскую мечеть» и национальные особенности «татарского ислама», против чего резко выступают исламисты. Однако убийство Валиуллы хазрата Якупова практически перечеркнуло эти планы.