Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 8 / 2013 - стр. 18

В процессе длительного совместного проживания у представителей разных этнических групп вырабатывается высокий уровень межкультурной компетентности. Этот уровень выступает как фактор хороших отношений между людьми разных национальностей и культур. Процессам такого мирного взаимодействия в последнее время уделялось гораздо меньше внимания, чем проблемам конфликтов. В частности, огромный позитивный опыт такого взаимодействия, происходившего на протяжении столетий и происходящего в наше время на территории России, изучен и освоен далеко не полностью. По-видимому, населенные пункты, где совместно проживают представители разных этнических групп, представляют собой ту социальную среду, где наиболее интенсивно протекают процессы межэтнического и межкультурного взаимодействия. Именно в этой среде наиболее выпукло проявляются многие тенденции и механизмы этнокультурных взаимодействий.

Полевые исследования, проводимые учеными Института этнологии и антропологии РАН в 2006–2008 гг., показали, что состояние межэтнических отношений сами жители определяют как стабильные, дружеские. В подтверждение этого приводят такие факты, как смешанные семьи и трудовые коллективы, совместные помочи и даже совместные праздники. Обе группы отмечают общность в религии и сходство в ключевых элементах праздничной культуры. Так, в календаре и чувашей, и мордвы существуют новогодние праздники с гаданиями, Масленица, Пасха, семицко-троицкий цикл, некоторые элементы похоронно-поминальной обрядности (раздача подарков, ниток, обязательные дни поминовения).

Несомненно, этнокультурному сближению различных народов способствуют межэтнические браки, доля которых, начиная с 2000 г., неуклонно увеличивается. В населенных пунктах ПФО при заключении смешанных браков культурный диалог начинается с процесса сватовства. В селе Наумовка Республики Башкортостан, например, если мордва сватает чувашку, то обряд протекает «по-мордовски», т.е. приносят с собой пирог с творогом ава ловцо, который съедают в доме невесты по окончании моления. В том случае, если чуваши сватают мордовскую девушку, то могут также принести пирог, но чаще – купленный в магазине торт. На поминках у чувашей мордва также участвует в ритуале хывни, т.е. крошат и складывают кусочки поминальной еды в особую посуду.

Реальностью повседневной жизни населения стал мультилингвизм, когда жители свободно владеют несколькими языками. Так, по данным переписи населения 2001 г., 98% населения РФ владеют русским языком, а более 50 тыс. русских жителей Республики Башкортостан знают татарский, башкирский и другие языки соседних народов. В Татарстане около 80 тыс. русского населения знают языки соседних народов. В ряде исследованных селений межэтнические отношения не всегда складывались гладко с самого начала, и нынешние хорошие, добрососедские и даже дружественные отношения – это результат длительного процесса постепенного сближения и взаимного привыкания. Создание коллективных сельскохозяйственных предприятий, при всей противоречивости и неоднозначности существующих оценок этого процесса с экономической, социальной и моральной точек зрения, ликвидировало важное препятствие на пути интеграции населения этнически смешанных селений. Другим фактором процесса сближения выступало и совместное школьное обучение детей различного этнического происхождения.

Страница 18