Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 8 / 2013 - стр. 17

Другой подход основан на отношении к каждой культуре как к ценности, к источнику взаимного культурного обогащения. Согласно Д.С. Лихачёву, «культура не имеет границ и обогащается в развитии своих особенностей, обогащается от общения с другими культурами. Национальная замкнутость неизбежно ведет к обеднению и вырождению культуры, к гибели ее индивидуальности». Именно наше Отечество сегодня выступает уникальным примером пластической сложноорганизованной системы межкультурного взаимодействия, достойно выдерживающей драматические испытания на прочность и вносящей творческий вклад в мировую историю. Как подчеркивал академик А. Гусейнов, диалог культур, партнерство цивилизаций – это сегодня не только теоретические конструкции высшего порядка, но это и повседневность миллионов людей. И именно такой диалог культур особенно характерен для России, и прежде всего для районов Кавказа и Поволжья. По хантингтоновскому определенно, эти территории относятся к зонам цивилизационного разлома, где в первую очередь и должны якобы произойти конфликты. Реальная практика населения этого региона есть лучший аргумент против сторонников конфликта цивилизаций. Еще раз сошлюсь на академика Гусейнова, который говорил о пространстве диалога, о контактных зонах культуры.

Я хотел бы иллюстрировать этот тезис на конкретном опыте взаимодействия и взаимной адаптации в этнически смешанных селениях Урало-Поволжского региона.

Территория Приволжского федерального округа является одним из полиэтничных регионов России. Она населена разными по языку и культуре финно-угорскими (мордва: эрзя и мокша, удмурты, бесермяне, марийцы), тюркскими (чуваши, башкиры, татары, в том числе кряшены и мишаре), восточнославянскими (русские, украинцы, белорусы) народами. Этническую палитру дополняют переселенцы конца XIX – начала XX в.: латыши, эстонцы, немцы, евреи, поляки, а также современные мигранты из Средней Азии и Кавказа. Полиэтнический состав населения Волго-Уральской историко-этнографической области определил также ее поликонфессиональность. Здесь проживают последователи традиционных этнических религий (удмурты, марийцы, чуваши), суннитского ислама (башкиры, татары), православного христианства (русские, белорусы, украинцы, мордва, чуваши, кряшены, марийцы, удмурты и т.д.), старообрядчества (русские, мордва), католицизма (поляки, латыши), протестантизма: лютеране (немцы, эстонцы, латыши), баптисты, меннониты (русские, немцы и др.), иудаизма (евреи).

Различные этнические и конфессиональные группы находятся в тесном соприкосновении друг с другом. Между ними происходит интенсивное взаимодействие как на этническом, так и на конфессиональном уровнях, особенно в условиях совместного проживания в одном населенном пункте. За последнее время появилось немало работ, в которых межэтнические отношения рассматриваются, прежде всего, в русле изучения конфликтов. Между тем российский опыт говорит о том, что между группами людей, которые принадлежат к разным народам и различаются в культурном и языковом отношении, конфликты возникают далеко не всегда. Более того, их мирное сосуществование является скорее правилом, чем исключением. Но дело не только в этом. В процессе контактирования и взаимодействия они осваивают язык и элементы культуры друг друга. В некоторых случаях этнически смешанное селение может оказаться полем формирования особых субкультур, когда в результате межэтнического взаимодействия двух или большего числа этнических групп формируется своеобразный локальный этнокультурный тип, или первоначальный характер групп существенным образом изменяется.

Страница 17