Россия и мусульманский мир № 7 / 2015 - стр. 22
Итак, задаваясь вопросом, сплачивает ли на сегодняшний день ислам в целом северокавказское общество, мы можем дать скорее отрицательный ответ. Он лишь формально объединяет наши народы, внешне обрамляет этнический плюрализм в регионе. Ислам нередко используется в регионе как политический фактор в руках республиканских властей, а также легальной и нелегальной местной оппозиции. Он разыгрывается и как политическая карта в отношениях центральной и местных властей. Он используется и как идеологическое прикрытие политического терроризма, и как политическая карта сепаратизма.
Почему же сегодня ислам не может реализовать свою культурную интегрирующую функцию в регионе? Главная причина этого состоит в особенностях современного общества, к которому адаптируется ислам. В условиях реформ и порожденных ими конфликтов и противоречий, которые еще накладываются на этнический плюрализм и мозаичность северокавказского общества, соединяясь с религиозным плюрализмом, ислам сам, неизбежно адаптируясь к такой среде, раскалывается на конкурирующие или враждующие друг с другом течения. И объединить эти течения, мы уже говорили об этом, найти точки соприкосновения в регионе практически невозможно. В результате ислам предстает фактором консервации полиэтнической раздробленности, а не культурного сплочения этносов на более высоком идеологическом уровне.
Итак, ислам несет в себе как интегративно-конструктивные, так и деструктивно-дезинтеграционные потенции. Какие из них будут реализованы в действительности, зависит от конкретной исторической ситуации, от социальной среды, от политики республиканских властей, от политики, которую проводит религиозное духовенство, от их взаимодействия, а также от политики центральной власти, т.е. федеральной власти, местных властей, от их взаимоотношений. То есть существует много причин, позволяющих использовать исламский фактор так или по-другому.
1. Гаджиев К.С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. – М: Логос, 2010.
2. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа // http://www. chechen.org/islam/237-islamskie-orientiry-severnogo-kavkaza.html.
3. Религиозно-политический экстремизм: Сущность, причины, формы проявления, пути преодоления. – М., 2011.
4. Семедов С.А. Ислам в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе // http://religio.rags.ru/journal/anthology4/a4_17.pdf.
5. Ханбабаев К.М. Трансформация ислама на Кавказе в постсоветское время // Двадцать лет реформ: Итоги и перспективы: Сб. ст. / Под ред. М.К. Горшкова, А.Н.-З. Дибирова. – М.–Махачкала: Лотос, 2011.