Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 7 / 2014 - стр. 24

, – резюмирует ван Дейк.

Разумеется, символическую элиту российского мусульманства сегодня олицетворяют не только политические элиты в регионах с преобладающим проживанием мусульманского населения и религиозные элиты духовенства, но и широкий слой современных, образованных, успешных людей, способных формировать имидж мусульман, идентификационно связанных с российской общегражданской нацией, в культурной, научной, образовательной, экономической среде – через благотворительную деятельность, художественную литературу, журналистику и другие сферы. Р. Гайнутдин говорит о них как о сформировавшемся «новом поколении мусульманской интеллектуальной элиты», которая «будет влиять на самосознание и позиционирование российских мусульман как в отношениях со всем российским сообществом, так и среди самих мусульман»35.

В этом смысле весьма показательна история духовного и гражданского становления группы молодых интеллектуалов-мусульман, в основном выходцев из Нижнего Поволжья, проявивших себя познаниями в исламской религии и общественно-полезной активностью в середине 1990-х годов. Формирование их мусульманской идентичности сопровождалось постоянным самосовершенствованием, обусловленным осознанной необходимостью следования кораническим заповедям исламского вероучения, получения высшего светского и религиозного образования, в том числе в арабских странах. Духовные наставники на уровне религиозных элит Москвы и Нижнего Новгорода не оставляли без своего внимания молодых людей даже во время их учебы в зарубежных исламских центрах, по окончании которых дипломированные специалисты-исламоведы, владеющие несколькими восточными и европейскими языками, вернулись к российской умме и впоследствии стали весьма заметными личностями, религиозными, научными и общественными деятелями, реальными акторами интеллектуальной мусульманской элиты на отечественном исламском пространстве.

Сформировавшаяся при активной поддержке Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМНО), Духовного управления мусульман Европейской части России (первоначальное название – Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России) и Совета муфтиев России группа (10–15 человек) татарских и русских мусульман-единомышленников смогла успешно реализовать себя в рамках целого ряда проектов мусульманского медиа-холдинга Издательский дом «Медина» (учредители – ДУМНО и частные лица)36.

Развитие крупнейшего в России исламского коммуникационного холдинга на многие годы определила духовно-подвижническая и интеллектуально насыщенная миссия, оказавшаяся единственно возможной для религиозных вдохновителей проекта, его финансовых учредителей и привлеченных творческих работников.

Страница 24