Россия и мусульманский мир № 7 / 2014
1
«“Аль-Каида” в странах исламского Магриба» возникла из экстремистской алжирской организации исламского толка «Салафитская группа проповеди и джихада», которая ранее вела борьбу с алжирскими властями внутри страны. В 2007 г. она присоединилась к международной террористической сети и взяла свое нынешнее название. Группировка провозгласила целью создание в Северной Африке исламского государства и объявила джихад всем приезжающим в североафриканские страны европейцам.
2
Полное название группировки звучит по-арабски так: «Харакаташ-Шабаб аль-Муджахидин» («Молодежное движение моджахедов»). В нее вошли многие члены прекратившей свое существование другой исламистской организации – Союза исламских судов. Госдепартамент США определяет «Аш-Шабаб» как «иностранную террористическую организацию».
3
«Боко Харам» – радикальная нигерийская группировка. Известна с 2002 г. Цель организации – введение шариата на всей территории Нигерии и искоренение западного образа жизни. Официальное название секты Jama’atu Ahlis Sunna Lidda’awati wai-Jihad (Общество приверженцев распространения учение Пророка и джихада). Название «Боко Харам» является обиходным и переводится с языка хауса как «Западное образование греховно».
4
Миронов М. Глава Исламского банка развития: «Татарстан мог бы поставлять продовольствие в Саудовскую Аравию» // Портал Правительства Республики Татарстан: официальный сайт. 2013. 16 марта. URL: http://prav.tatarstan. ru/rus/index.htm/news/187517.htm
5
Президент Татарстана посетил Мекку // Казань: официальный сайт мэрии Казани. 2013. 16 марта. URL: http://www.kzn.ru/news/38802-prezident-tatarstana-posetil-rnekku
6
Якупов В.М. Минтимер Шаймиев и исламское возрождение в Татарстане. – Казань, 2006. – С. 187.
7
The Muslim 500: The World's 500 Most Influential Muslims, 2012. URL: http://themuslim500.com/download
8
Там же.
9
Минвалеев А., Сухорукова Н., Вильданова Э. Как Рустам Минниханов попал в королевскую компанию // Бизнес Online. 2012. 1 декабря. URL: http:// www.business-gazeta.ru/article/71113
10
Там же.
11
Минвалеев А., Сухорукова Н., Вильданова Э. Указ соч.
12
Даровин И.Я., Полунин Ю.А. Методика исследования «Самые влиятельные люди России – 2003» // Самые влиятельные люди России – 2003. – М., 2004. – С. 16.
13
Магомедов А. Указ. соч. – С. 159.
14
Неретина С.С. Концепты политической культуры / С.С. Неретина, А.П. Огурцов. – М. – С. 193.
15
Аль-Хашими М.А. Мусульманское общество в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с перераб., прим. Е. Сорокоумовой. – М., 2012. – С. 492.
16
См.: Апель К.-О. Трансформация философии. – М., 2001.
17
См.: Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2000.
18
Аль-Хашими М.А. Указ. соч. – С. 490.
19
Неретина С.С. Указ. соч. – С. 200.
20
Райт Р. Эволюция Бога: Бог глазами Библии, Корана и науки. – М., 2012. – С. 451.
21
Бехешти М.X. Мир накануне ислама. – СПб., 2011. – С. 151–152.
22
Неретина С.С. Указ. соч. – С. 200.
23
Haynes J. Religion in Global Politics. – L., N.Y., 1998. – P. 127.
24
Мухаметшин Р. Татары и ислам в XX в. – Казань, 2003. – С. 203; Филь М.С. Мусульманское сообщество в России: Проблемы политического участия и социальной адаптации: монография. – М., 2006. – С. 12.
25
Галлямов Р.Р. Исламское возрождение в Волго-Уральском макрорегионе: Сравнительный анализ моделей Башкортостана и Татарстана // Ислам от Каспия до Урала: Макрорегиональный подход: сборник статей / Hokkaido University, Slavic Research Center; науч. ред. К. Maцузато. – М.; Sapporo, 2007. – С. 86.
26
См.: Кашаф Ш.Р. К вопросу о концепте политическое сообщество у мусульман // Социология власти. – 2012. – № 2. – С. 128–143.
27
Гончарик А.А. Роль политического класса в формировании региональной идентичности в постсоветской России: дисс. … канд. полит. наук: 23.00.02. – Пермь, 2012.
28
Дейк ван Т.А. Дискурс и власть: Репрезентации доминирования в языке и коммуникации. – М., 2013. – С. 32.
29
Дейк ван Т.А. Указ. соч. – С. 33.
30
Бурдьё П. Генезис и структура поля религии; Власть права: Основы социологии юридического поля // Бурдьё П. Социальное пространство: Поля и практики / Сост., общ. ред. пер. с фр. и послесл. Н.А. Шматко. – СПб., 2007. – С. 7–75.
31
Малинова О.Ю. Политические элиты как «производители смыслов» российской политики: К постановке проблемы // Элиты и общество в сравнительном измерении: сб. ст. / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. – М., 2011. – С. 280.
32
Bourdieu P. Outline of a theory of practice. R. Nice (tr.). – Cambridge, 1977; Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. R. Nice (tr.). – London, 1977 [1970].
33
Дейк ван Т.А. Указ. соч. – С. 52.
34
Там же. – С. 32.
35
Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на II Всероссийском мусульманском совещании «Мусульмане России и гражданское общество» // Ислам Минбаре. – 2013. – № 6–7.
36
URL: http://www.idmedina.ru
37
Концепция Издательского дома «Медина». – URL: http://www.idmedina. ru/about/concept
38
Священный Коран с комментариями на русском языке. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2007.
39
URL: http://www.islamnn.ru
40
URL: http://www.idmedina.ru/medina
41
Каталог Издательского дома «Медина». – Н. Новгород, 2013. – С. 3. URL: http://www.idmedina.ru
42
URL: http://www.islamrf.ru
43
URL: http://www.idmedina.ru/partners
44
URL: http: //dumrf.ru/media/publications
45
Концепция Издательского дома «Медина». – URL: http://www.idmedina. ru/about/concept
46
Аль-Хашими М.А. Указ. соч. – С. 492.
47
Там же. – С. 498.
48
Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Мусульманские духовные лидеры России Нового времени. – Н. Новгород, 2011. – С. 215.
49
Макаров А. Что принесли «нулевые» мусульманам России? / Ислам в Российской Федерации: сайт. 2011. 11 января. URL: http://www.islamrf.ru/news/ analytics/point-of-view/14708
50
Амелина Я. Федеральное исламистское лобби и гибель Валиуллыхазрата // Агентство политических новостей: сайт. 2013. 22 июля. URL: http:// www.apn.ru/publications/article29655.htm
51
Карта этнорелигиозных угроз: Северный Кавказ и Поволжье. – М.: Институт национальной стратегии, 2013. – URL: http://www.apn.ru/userdata/files/ ethno/Ethnodoc-new-full-sm.pdf
52
Ситуацию на Северном Кавказе осложняют проблемы отношений Кремля с местными элитами, считают кавказоведы // Кавказский узел: сайт. 2013. 14 июня. – URL:http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/225549
53
Малашенко А. Ислам для России. – М., 2007. – С. 31.
54
Дибиров А.-Н. Религиозно-политический экстремизм как проблема раскола национальной идентичности Дагестана // Россия и мусульманский мир: Науч.-информ. бюлл. ИНИОН РАН. Центр гуманитарных науч.-информ. исследований. – 2008. – № 6. – С. 78–92.
55
Семедов С.А. Причины радикализации российского ислама // Власть. – 2009. – № 9. – С. 103.
56
Сагитова Л.В. Традиционное и новое в исламе: кейс Средняя Елюзань // Социологические исследования. – 2012. – № 2. – С. 105.
57
Туровский Р.Ф. Структурирование власти в российских регионах: Между консолидацией и конкуренцией элит // Элиты и общество в сравнительном измерении: сб. ст. / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. – М., 2011. – С. 395–398.
58
Дейк ван Т.А. Указ. соч. – С. 111.
59
См.: Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. 2013. 19 февраля. – URL: http://state.kremlin.ru/ council/28/news/16292
60
Шабров О.Ф. Государство в глобализирующемся мире: Испытание постмодерном // Власть и политика: Институциональные вызовы XXI века. Политическая наука: Ежегодник 2012. – М., 2012. – С. 95.
61
Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России / Под редакцией академика Г.Г. Матишова. – Ростов н/Д., 2006. – Т. 1.
62
Матишов Г.Г., Батиев Л.В., Пащенко И.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т. 4. Причины и обстоятельства роста напряженности, поиски путей стабилизации на Северном Кавказе: Специальный выпуск. – Ростов н/Д., 2010.
63
Матишов Г.Г., Батиев Л.В., Пащенко И.В., Романов И.В. Атлас социально-политических угроз и рисков Юга России. Т. 5. Северный Кавказ: Проблемы и перспективы развития.