Россия и мусульманский мир № 7 / 2014 - стр. 17
А. Ахунов, представляющий Институт востоковедения и международных отношений Казанского федерального университета, выделяет в данном рейтинге, прежде всего, такую его компоненту, как медиа-активность и активность на международной арене. По этой логике включение россиян ему также понятно, хотя, на его взгляд, по своей медиа-активности в рейтинг следовало включить общественного и политического деятеля, председателя Исламского комитета России Г. Джемаля. «Но, видимо, сказалось, что он мало известен за границей»10.
Для Р. Валеева, сопредседателя Совета федеральной национально-культурной автономии татар России, при всем положительном оценивании самого факта включения в рейтинг Президента РТ, тем не менее нахождение Р. Минниханова в списке не означает, что он – мусульманский деятель, а лишь подчеркивает его происхождение из народа, исповедующего ислам. «Кроме этого, татарстанский президент поддерживает традиции мусульманской религии, встречается с религиозными деятелями, особенно в последние годы, оказывает помощь в районах и городах действующим представителям духовной культуры, традиционной религии для более успешной работы»11. Все перечисленное определяет присутствие главы Татарстана в рейтинге влиятельных мусульман мира как явление закономерного порядка.
Поскольку опрошенные татарстанскими СМИ интеллектуалы, высказавшие одобрительное отношение к известным им россиянам, включенным в мусульманский Топ-500 за 2012 г., представляют собой срез общественного мнения одного из мусульманских регионов – Татарстана, дополнительно к этому были также собраны экспертные оценки руководителей мусульманских общин Центрального и Приволжского федеральных округов. С этой целью в декабре 2012 и августе 2013 г. одним из авторов данной статьи был проведен социологический опрос исламских деятелей, чьи общины входят в структуру Духовного управления мусульман Европейской части России. Опрос экспертной группы был посвящен выявлению социально-политических и ценностных установок и предпочтений сельского и городского духовенства (имам-хатыбов мечетей), а также их отношения к деятельности политической элиты и высших руководителей страны, органов государственной власти и СМИ по обеспечению взаимодействия с мусульманским сообществом. В экспертном опросе приняли участие около 50 представителей из населенных пунктов Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, где этноконфессиональная ситуация также отличается большой сложностью.
В качестве экспертов были выбраны слушатели курсов повышения квалификации для имамов и преподавателей исламских высших и средних учебных заведений, организованных Духовным управлением мусульман Европейской части России (ДУМЕР) совместно с Московским исламским институтом. Значительную часть экспертов составили люди, которые не только ведут религиозную деятельность, но и занимают также активную гражданскую позицию, проявляя себя в различных субъектах общественного контроля – общественные палаты (советы) субъектов и муниципальных органов, советы при федеральных, региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, комиссии по общественному контролю, гражданские объединения по содействию политике в области защиты и обеспечения общественных интересов.