Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 7 / 2013 - стр. 16

Тем не менее, подчеркивая свой статус равноправного субъекта РФ, регионы не всегда согласны с тем, как складываются их взаимоотношения с федеральным центром. Так, в ходе проведения сравнительного исследования официальных сайтов российских республик В.К. Малькова и В.А. Тишков выявили некоторые «обиды», затаенные татарстанской элитой. В частности, представителями электронных СМИ республики в качестве несправедливых действий Центра в национальной сфере упоминаются требования пересмотра некоторых положений новой редакции Конституции Татарстана, направленных на снижение статуса Татарстана и нивелирование национальных особенностей республики.

Анализ трансформации некоторых сюжетов региональных политических мифов Татарстана 2000-х годов позволяет сделать вывод о нелинейности данного процесса, который выступает как причиной, так и следствием многих федеративных тенденций. Сегодня, когда происходит смена векторов развития регионов, исследование локальных политических мифов не только может дать новые знания о политических процессах в регионах, но и позволит выявить наиболее значимые для местной элиты ценности, распознать их стратегии, а также тенденции и явления в политико-идеологической жизни субъектов РФ.

«Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки», Казань, 2012 г., т. 154, кн. 1, с. 240–244.

Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии

Исламская община в Адыгее: внутренняя неоднородность и тенденции развития

О. Цветков, старший научный сотрудник ЮНЦ РАН
P. Xaнаху, заведующий отделом философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований

Данная статья представляет результаты исследования в Республике Адыгея, проведенного в 2010–2011 гг. На начальном этапе в декабре 2010 г. были проведены интервью с муниципальными служащими, курирующими вопросы взаимодействия властей с религиозными организациями. Интервью были проведены также с экспертами, осведомленными о ситуации в мусульманских общинах в Тахтамукайском и Кошехабльском районах и в городе Адыгейске. При этом использовался метод полуструктурированных интервью, т.е. основные вопросы респондентам были подготовлены заранее, но допускалась возможность свободной беседы и уточняющих вопросов. Затем, весной и летом 2011 г., проводился социологический опрос населения в Майкопе и Тахтамукайском районе (опрошено свыше 250 человек). По итогам опросов, почти 80% респондентов-адыгов считают себя мусульманами. При этом примерно такая же доля мусульман затруднилась ответить, какого направления в исламе (какого мазхаба) они придерживаются.

Страница 16