Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 7 / 2013 - стр. 18

Тем не менее при социологическом опросе 15% опрошенных сочли, что в Адыгее может возникнуть реальная угроза радикализации части мусульман. Почти 45% респондентов затруднились сказать, возможна или невозможна дестабилизация на религиозной почве. А 15% заявили, что в ближайшее десятилетие у правоохранителей возрастет количество претензий к верующим. Половина опрошенных сочли, что отношения правоохранителей и мусульман будут складываться бесконфликтно.

В процессе интервьюирования экспертов большинство из них указали и на то, что среди мусульман есть определенные противоречия, в частности по вопросам толкования вероучения. А в массовом опросе было выявлено, что наличие подобных противоречий уже признают примерно 20% респондентов. Основные противоречия, с их точки зрения, концентрируются в вопросах о культовой стороне поминальных обрядов (так считают около 4%), иных ритуалов (4%) и вопросах толкования вероучения (3%). Свыше 10% респондентов считают эти противоречия уже очень острыми. Но примерно треть – что острота невелика. Половина респондентов затруднились оценить ситуацию.

По словам бывшего имама, а ныне эфенди, из поселка Яблоновский, по меньшей мере, в одном этом поселке сторонники «чистого ислама» постепенно начинают доминировать. Большинство мусульман Адыгеи придерживается ханафитского мазхаба. Однако повсюду на Северном Кавказе есть мусульмане, которые не относят себя ни к одной правовой школе. Мусульман «без мазхаба» причисляют обычно к последователям салафизма, так называемого «чистого ислама».

В ходе массового опроса было выявлено, что примерно 10% от числа опрошенных причисляют себя к «мусульманам-безмасхабникам». Однако в числе ответивших и те, кто попросту недостаточно компетентен в исламском вероучении и не знает, что такое мазхаб. По словам эфенди из Яблоновского, большинство прихожан местной мечети составляют приверженцы чистого ислама из числа молодежи: «Это как раз даже ядро. Вот в чем и печаль. Скажем, большинство. У нас же в мечеть ходит в большинстве молодежь, к сожалению. На начальном этапе ходили старики. Кто-то уже покинул этот мир, да простит их Аллах. Кое-кто, совсем старый, уже не ходит. Как раз за эти 10–12 лет, когда мечеть открылась. А лет 5, 6, 7 назад и сейчас постепенно добавляется именно молодежь. А стариков нет. И в большинстве своем это как раз молодежь не придерживается мазхаба, никакого. <…> Вопросы возникают <…> не между мазхабами, а между теми, кто отрицает вообще мазхаб, и теми, кто придерживается мазхаба». Эксперт объясняет проникновение в поселок «чистого ислама» отсутствием у молодежи хорошего исламского образования и внешним влиянием, в частности распространением видеокассет, содержащих соответствующие проповеди. Вот что он, в частности, сказал: «У нас когда-то ходили его (боевика) кассеты с записями его проповедей, и молодежь заслушивалась». Однако о наличии среди местной молодежи радикальных взглядов бывший имам, по его заверению, никогда не слышал.

Страница 18