Россия и мусульманский мир № 6 / 2017 - стр. 28
Вступивший в марте 2010 г. в должность президента Татар-стана Рустам Минниханов, позиционировавший себя до сих пор в качестве хозяйственника и избегавший политики, лишь спустя год, во время встречи с руководителями республиканских СМИ, обозначил свою позицию по исламскому вопросу. Он отметил, что исторически ислам в Татарстане был толерантным, «но в 1990-е годы огромное количество молодых людей уехали из республики за границу и получили совершенно иное образование, попав под влияние экстремистских течений»16.
«Конечно, это плохо, это вина государства, которое не обращало на это внимания. Наша задача сейчас – сохранить наш традиционный ислам, а все экстремистские проявления пресекать. Государство, конечно, отделено от религии, но не настолько, чтобы совсем ничего не видеть. Поэтому в рамках наших полномочий мы будем вникать в этот вопрос и принимать соответствующие меры», – заявил он17.
Покушение на муфтия Ильдуса Файзова и трагическая гибель начальника образовательного отдела Валиуллы Якупова 19 июля 2012 г. вновь усилили внимание госорганов к выпускникам арабских вузов, которые назывались чуть ли не основными виновниками «ваххабизации Татарстана». Кульминацией всего этого стало принятие в августе 2012 г. Госсоветом Татарстана поправок в Закон «О свободе совести и религиозных объединений», согласно которым имамом в системе ДУМ РТ мог работать человек, получивший религиозное образование «на территории Российской Федерации или других государств, дипломы которых признаны в установленном порядке». Было рекомендовано внести эти поправки и в соответствующий федеральный закон.
Местный закон противоречил федеральному, и к делу подключились мусульманские активисты. Как утверждал на своей странице в «Фейсбуке» прихожанин казанской мечети «Ал-Ихлас», неоднократно преследуемый силовыми структурами за принадлежность к запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир», Тауфик Василов (в недавнем прошлом депутат Верховного совета РТ и работник правоохранительных органов), именно ему удалось отыграть назад местную поправку к закону18.
«В связи с нарушением конституционных прав и интересов неограниченного количества мусульман, я […] подал исковое заявление в адрес Верховного суда Татарстана с требованиями признать данные изменения в Закон РТ противоречащими Конституции России, нарушающими законные права как религиозных организаций, так и мусульман», – пишет он. По словам Т. Василова, Госсовет РТ не имел права самостоятельно менять закон, а должен был выйти с законотворческой инициативой в Государственную думу РФ. Далее, по словам правозащитника, предпринимались попытки провести татарстанские поправки через Конституционный суд РФ и Федеральное собрание. В результате окончательно вопрос был решен на уровне Госдумы РФ. Нововведения от Татарстана не прошли – Госсовет Татарстана своим решением от 28 июня 2013 г. убрал принятые год назад поправки и оставил вопросы деятельности имамов на усмотрение самих религиозных организаций